Гараж.Московская трагикомедия

Гараж.Московская трагикомедия

В Москве зарегистрировано порядка 3,5 млн. машин, средняя площадь одного машиноместа с учетом подъездных путей составляет порядка 20 кв. м. Таким образом, для решения гаражной проблемы Москве необходимо возведение машиномест общей площадью порядка 70 млн. кв. м. Ужас-с-с!

– Сейчас на уровне города все еще нет понимания, что делать с огромным количеством машин в Москве, – констатировал председатель совета директоров ЗАО «Парконика» Андрей Торегубов, но был не вполне прав.

Идея, что делать и как, все-таки есть. Первый замруководителя Департамента дорожно-мостового и инженерного строительства правительства Москвы Константин Королевский сообщил, что уже сформирован перечень из 200 адресов, где возможна установка быстровозводимых гаражных комплексов. Объясним: речь идет о возведении некапитальных гаражных объектов площадью до 5 тыс. кв. м со стоимостью машиноместа порядка 180 тыс. руб. (около $6,5 тыс.). Учитывая, что на сегодняшний день средняя цена гаража в Москве не меньше $20 тыс., такого рода стоянки могут быть действительно востребованы.

Оптимистичный Королевский уверен, что уже в 2009 году в строй будет введено 50 таких комплексов. Уверенность эта основана на том, что строительство подобных объектов не требует получения большого количества разрешительной документации и долгих согласований. В итоге, по словам Константина Юрьевича, быстровозводимый гараж-стоянку вполне реально построить за полгода. Чиновники намерены построить в каждой префектуре минимум по пять таких гаражей-стоянок. А теперь посчитаем: общая площадь быстровозводимых гаражей, сданных в 2009 году, составит (5х50) порядка 250 тыс. кв. м – капелька в море. И даже 200 таких гаражных комплексов не решат гаражную проблему в обозримые сроки. Но ведь это ж не все – московские власти намерены закрепить постановлением правительства города возможность возведения таких конструкций на всех свободных земельных участках.

Неудивительно, что, по словам руководителя Департамента дорожно-мостового и инженерного строительства правительства Москвы Александра Левченко, планируется в ближайшие годы выйти на уровень 5 млн. кв. м гаражей в год (имеются в виду капитальныеформы строительства, на которые уходит в среднем 1,5–2 года). Ну это уже что-то. Однако снова произведем вычисления: 70 млн. кв. м гаражей при таком строительном темпе можно будет возвести лишь за 14 лет. Но насколько за это время увеличится число машин в городе – большой вопрос.

Может быть, чтобы успеть за ростом автопарка, нужно полностью переключиться на быстровозводимые гаражи? За пять лет необходимое количество машиномест возвести вполне реально.

– Москва ежегодно теряет полмиллиарда долларов США, – заявил участвовавший в гаражной выставке американский эксперт по городскому транспорту и паркингам Андреас Вастел, вице-президент компании Park Plus (США). Он пояснил свое утверждение: – Летом этого года столичные власти с гордостью заявили, что бюджет Москвы практически сравнялся с бюджетом Нью-Йорка. Мэр Лужков сказал, что к 2012 году московский бюджет превысит бюджет Нью-Йорка. Эта хорошая цель, но достичь ее можно гораздо раньше. Москва просто предпочитает терять порядка 500 миллионов долларов, которые она могла бы получить от парковок, налогов на компании в этой индустрии и продажи разрешений на стоянку для жителей. То, что мы называем residence permit. Это непозволительная роскошь отказываться от денег. Для мэра Нью-Йорка Блумберга, напротив, эта статья доходов является весьма существенной. Москве пора создать комфортные условия для автомобилистов. Это принесет по крайней мере 20 000 рабочих мест и безусловную выгоду для города.

Американец говорил как раз о таких быстровозводимых паркингах.

– Отдельные автомобилисты и частные компании не могут решить проблему парковки на Тверской, но они могут использовать системы многоуровневых паркингов хоть на две машины, хоть на пятьдесят и решить проблему парковки во дворе своего дома или рядом с офисом, – продолжил российский бизнесмен Андрей Торегубов. – Сейчас многие автодилеры, бизнес-центры и просто жители домов очень активно устанавливают различные варианты механизированных паркингов. Они не ждут, а действуют.

Конечно, городу нужны и капитальные гаражные стоянки. Там, где земля в дефиците, их разместят под землей (см. материал на с. 4), нагрузив еще одной функцией – перехватывающих парковок (под землей планируют разместить до 70% всех гаражей). За счет них правительство Москвы надеется убрать машины с тротуаров, разгрузить центр города и, соответственно, решить проблему пробок.

И еще одна новость: программе «Народный гараж» сделано искусственное дыхание. Гаражи, которые строятся за счет горбюджета в микрорайонах-новостройках для жителей, получивших соцжилье, столичные власти намерены продавать на стадии строительства. «Жители муниципальных домов получают право вместе с городом быть соинвесторами строительства гаражей, а по его окончании оформить машиноместо в собственность», – сообщил Константин Королевский. Дольщикам будет предложено приобрести гаражи по цене, близкой к их себестоимости. При этом город, по словам чиновника, возьмет на себя организацию строительства, тогда как раньше по программе «Народный гараж» жители должны были самостоятельно организовывать работы.

Константин Королевский пояснил, что серьезные изменения в программу «Народный гараж» столичные власти внесли из-за протестов москвичей. Изначально программа предполагала строительство многоуровневых гаражей-стоянок на земельных участках близ жилых массивов, но неожиданно (!) выяснилось, что автомобили есть не у всех. И те, у кого их нет, начали протестовать. Кроме того, выделение земельных участков близ жилых домов усложнил запрет на «точечную застройку». Теперь, по словам Королевского, на стадии проектирования 60 гаражных комплексов для новых жилых микрорайонов. «Документация на эти паркинги будет сдаваться с декабря 2008 года по июнь 2009 года», – добавил Константин Юрьевич. Но сколько времени осталось до гаражного благоденствия, пока по-прежнему неясно.

Подпишитесь на «За рулем» в