Большой подкоп

Большой подкоп

Без системы

Как рассказал ГЗР Игорь Бахирев, заведующий отделом НПО ТиД НИиПИ Генплана, на современном этапе понимание необходимости создания новой концепции подземного пространства Москвы пришло вместе с негативным опытом последних лет. Геологическая безопасность каждого отдельно взятого сооружения, конечно, обеспечивалась. Конкретно по нему, на локальном участке проводились соответствующие изыскания, а затем и все необходимые работы по укреплению грунтов. Однако как потом поведет себя этот объект по отношению к близлежащим территориям, заранее никто не просчитывал. Отсутствие таких прогнозов нередко заканчивалось каким-нибудь форс-мажором: в частности, понижение уровня грунтовых вод в районе строительства приводило к тому, что по соседству они поднимались к поверхности и затапливали подвалы близлежащих зданий. Случались и другие ЧП.

Зоны

Очевидная ненормальность и опасность этой ситуации в конце концов побудила городские власти к действиям. Выработку комплексного подхода к вопросам освоения подземелья, как всегда, решили начать с концепции. Помимо генплановцев в ее создании принимали участие сотрудники других научных организаций, а также представители столичного стройкомплекса. Для системной оценки рисков, сопряженных с вторжением в недра, были привлечены и такие видные специалисты в области инженерной геологии, гидрогиологии и геоэкологии, как академики Юрий Осипов и Григорий Кофф. С их помощью составили подробную карту, на которой вся Москва была поделена на зоны, благоприятные, умеренно благоприятные и неблагоприятные для подземного строительства (в зависимости от наличия под той или иной частью города суффозий, карстов, грунтовых вод и т.д.). Кстати, как выяснилось, наиболее проблемные места в Москве располагаются в руслах рек, где почва особенно подвержена размыванию.

– Благодаря такому зонированию можно не только прогнозировать воздействие планируемых подземных объектов на окружающую городскую среду, но и заранее просчитывать их экономическую целесообразность для инвесторов, – говорит Игорь Бахирев. – Современные технологии позволяютуспешно строить под землей и в неблагоприятных зонах. Другой вопрос, в какие деньги это выльется и имеет ли смысл вообще браться за объект.

Для каждой из зон в Генплане предложили ввести коэффициент, значение которого зависит от геологической сложности той или иной территории. Если коэффициент высокий, но при этом город заинтересован в появлении данного подземного сооружения – тот, кто готов вложиться в его строительство, мог бы получить льготы по аренде земли.

Этапы

На первом этапе развития столичного «андеграунда» (2008–2009 гг.) должна быть создана нормативно-правовая база. Принципы кадастровой оценки московских недр предстоит разработать до конца текущего года, а к 2010-му будет создано специальное подразделение – центр освоения подземного пространства, который выступит в роли городского заказчика на возведение подземных объектов.

По информации Департамента дорожномостового строительства, в программе обозначено 37 перспективных с точки зрения подземного строительства территорий. К моменту появления центра должна быть готова документация по 20 конкретным проектам, и в том же 2010 году планируется приступить к их реализации. Это второй этап программы.

5000 мест под землей

Полный адресный перечень включенных в программу объектов дорожно-транспортной инфраструктуры пока отсутствует. Впрочем, составить о них какое-то представление можно и без него.

Начнем с гаражей. В следующем году стартует строительство стоянки на 1150 мест под Тверской улицей (общая площадь более 50 тысяч кв. м). Известно, что оно будет вестись на трех участках: от Манежной до Камергерского, от Камергерского до Тверской улицы, 13, а также на Тверской площади под памятником Юрию Долгорукому. Далее двухэтажная парковка на 800–1000 мест плюс обширная пешеходная зона и, возможно, культурно-досуговый центр должны появиться под Пушкинской площадью.

Кроме того, гаражи разной вместимости предполагается соорудить под Тверской Заставой, Триумфальной, Тургеневской, Смоленской площадями, у трех вокзалов в районе ТЦ «Московский» и под проспектом Академика Сахарова. А вот строительство подземной стоянки под Манежной отменяется – желающих финансировать ее строительство не нашлось.

Чем глубже, тем безопаснее!

Самыми значимыми проектами в дорожнотранспортной составляющей программы обещают стать тоннели глубокого заложения на Четвертом кольце. Их будут пробивать на участках под Коломенским, Москвой-рекой и Филевским парком, а также под Лосиным Островом (первоначально его хотели пройти эстакадой). Все три сооружения собираются прокладывать закрытым способом, с помощью проходческого комплекса диаметром 19 метров, который в 2010 году должна поставить в Россию компания Herrenknecht. В отличие от щита, работавшего в Лефортово, он позволяет обустроить под землей не три, а четыре полосы в каждую сторону – как на наземных участках проектируемой дороги.

Кстати, по словам Игоря Бахирева, эти тоннели и другие подобные объекты – самые надежные с точки зрения геологической безопасности, поскольку на глубине 20 метров нет грунтовых вод, а породы куда устойчивей, чем у поверхности.

О перспективах

Еще один проект, который в случае реализации также впишется в программу, – 10-полосная, почти 1,5-километровая трасса под Новым Арбатом, который после ее появления по идее проектировщиков должен превратиться в пешеходную зону с деревьями, фонтанами и магазинами. Там же предусматривается 2-уровневая подземная стоянка на 1800 машин. Правда, шансы этих преобразований невелики: в части улучшения транспортной ситуации они крайне сомнительны, а затрат при этом требуют огромных.

Существуют и другие футуристические планы обустройства подземелья. Юрий Лужков, например, мечтает проложить на минусовом уровне трассы-дублеры и пустить по ним автобусы, а главный столичный эколог Леонид Бочин – переместить под землю автосервисы и заправки – видимо, в первую очередь торгующие паленкой, чтобы глаза не видели...

Впрочем, в свете последних экономических потрясений темпы реализации программы могут сильно замедлиться. Ведь основной ее этап – претворение в жизнь конкретных проектов, рассчитан на инвестиции, а с ними во время кризисов дела обычно неважные.

Подпишитесь на «За рулем» в