Проектом по бездорожью
Правительство России утвердило план проектно-изыскательных работ в дорожной отрасли страны вплоть до 2030 года. На их проведение выделены рекордные 170 трлн. рублей, причем более 50% должны быть получены из внебюджетных средств. Стратегией предусматривается создание единого дорожного пространства и при этом снижение вредного воздействия автотранспорта на окружающую среду. Кто будет прорабатывать эту стратегию и каковы ее основные приоритеты? Руководство ОАО «ГипродорНИИ» на пресс-конференции накануне 75-летия предприятия приоткрыло дорожные карты.
«ГипродорНИИ» – старейшая структура на рынке проектирования автомобильных дорог и мостов. Поэтому неудивительно, что именно ее сотрудники сегодня занимаются проектировкой Олимпийской скоростной трассы, участков дорог и искусственных сооружений на подъездных путях к объектам олимпийского комплекса в Сочи и, кроме того, – трасс Приморского края, где в 2012 году пройдет саммит АТЭС. В ведении «Гипродора» находятся проектные сметы федеральных автомагистралей «Кавказ», «Байкал», «Скандинавия», «Урал», «Дон», «Балтия», мостовых переходов через Волгу, Обь, Иртыш, Дон, Урал и Москву, а также объездные дороги в обход городов Ханты-Мансийского авт. округа, Калининградской, Владимирской, Курской и ряда других областей.
По словам заместителя генерального директора «ГипродорНИИ» Александра Кусика, масштабные проекты федерального уровня со временем позволят обеспечить доступ к транспортным услугам населению, которое до сих пор проживает в поселках и деревнях, не имеющих устойчивой связи с дорожной сетью. Это около 10% жителей страны. К моменту реализации стратегии сей печальный показатель должен сократиться в 5 раз при общей протяженности дорог 1 350 000 км. Выходит, даже в это светлое время, через 22 года, без «устойчивой связи» с внешим миром продолжат жить 2% россиян.
Генеральный директор института Борис Гукайло поделился своими взглядами на плачевную дорожную обстановку в Москве и Московской области. По его мнению, выход может быть найден путем решения ряда мелких последовательных задач и одной серьезной – объединения в большой столичный регион. Правда, по выражениюКусика, столичные и областные власти не особенно стремятся искать общий язык в этом вопросе, поэтому радикальной смены обстановки в регионе ожидать пока рано.
На конференции много говорилось о платных автодорогах, поскольку ОАО «ГипродорНИИ» – проектировщик платных участков на трассе М4 «Дон». Как известно, шоссе «Дон» – одна из самых загруженных магистралей страны: интенсивность движения в теплый сезон составляет 25 000–35 000 авт./сутки, а на некоторых участках – до 48 000 авт./сутки.
Московский филиал «Гипродора» занимался обоснованием инвестиций в строительство платной скоростной трассы Москва — СанктПетербург, нашумевшей магистрали нового поколения с высокими техническими показателями и скоростью. Длина ее составит около 700 километров, при выезде из Москвы ширина проезжей части – 10 полос, а в Московской и Ленинградской областях – 8. Трасса минует все традиционные пробки на территории Москвы и Питера и обойдет другие населенные пункты. Новая дорога проляжет по четырем областям России, климат которых изменяется от умеренно-континентального (Московская, Тверская и Новгородская) до морского (Ленинградская область), что, естественно, предъявляет свои требования к проектированию трассы. Дата открытия головного участка (от МКАД Москвы до примыкания к М10 «Россия» в районе п. Пешки) – 2012 год. Скоростное ограничение будет традиционным для автобана – 150 км/ч, что позволит преодолевать путь между двух столиц всего за 4,5–5,5 часа. Бесплатной дороги при этом никто не отменяет, а платная будет выполнять функцию альтернативного дублера.
Планов громадье, однако глава «Гипродора» подчеркнул, что готов отвечать лишь за проектную часть работы, но никак не за действия исполнителей. Строить и содержать платные автотрассы будут частные компании, выигравшие тендер на их сооружение.