Москва – Сошо – Москва. Peugeot пробег
Завод
Завод компании Peugeot занимает довольно большую территорию и не объединен одной крышей, как это сделано на производствах, построенных позже. Просто он постоянно расширялся, и рядом с имеющимися цехами достраивались новые. В какой-то момент даже потребовалось перенести русло протекавшей рядом реки для того, чтобы можно было строить новые цеха. Сейчас здесь собирают все модификации модели 308 и большой седан 607. Предприятие является, как это принято говорить, градообразующим, где работает около 12 тысяч человек и еще порядка 23 тысяч занято у соседей-смежников, производящих комплектующие. Завод считается самым большим во Франции, а следующее по численности работающих — авиационный в Тулузе, производящий аэробусы А-380. Если учесть, что всего в 50 км от Сошо, в Мюлузе, работает еще одно сборочное предприятие группы PSA (Peugeot-Citroen), можно представить, насколько эта местность зависит от состояния дел у французского автопроизводителя. Вопреки расхожему у нас мнению на конвейере в Сошо работают в основном местные жители, приезжих совсем немного. По словам руководства, иностранцев здесь всего 4%. Если учесть, что и до немецкой, и до швейцарской границы меньше 100 км, такой процент покажется совсем небольшим. Несмотря на кризис, завод работает по расписанию. Ритм не очень жесткий, французы считают, что человек не должен пахать из последних сил, иначе пострадает качество. Так или иначе, но ежедневно с конвейера в Сошо сходит больше тысячи новых автомобилей, разъезжающихся затем по всему свету. Как раз при нас начали монтировать стеклянные крыши с большей, чем обычно, степенью тонировки. Судя по надписям на этикетках, предназначались они для Сингапура.
Откуда лев?
Недалеко от завода в бывшей пивоварне расположился музей Peugeot, где представлена вся история компании. Изначально семья Пежо занималась производством стали и изделий из нее. Это были различные инструменты, кофемолки и прочие довольно трудоемкие по тем временам в производстве вещи. Именно с производством инструмента и связано появление эмблемы Peugeot – знаменитого льва, который призван был обозначать, что ножовочные полотна имеют много крепких зубьев, обладают прекрасной гибкостью и очень быстры, так же, как и царь зверей. Конечно, эмблема претерпела изменения, лев со временем встал на задние лапы, но от этого не перестал быть царем зверей. Кстати, эмблема со львом ставилась не на весь инструмент, производимый компанией, а лишь на тот, для которого использовалась лучшая сталь. Таким образом, лев стал своего рода знаком качества. Если же для производства инструмента применялась сталь попроще, он маркировался просто надписью Peugeot. Такое вот добросовестное отношение к делу.
Дороги
Маршрут мы проложили следующий: Москва – Минск – Варшава – Дрезден – Нюрнберг – Сошо и обратно. Впечатлений хватило надолго, вот лишь некоторые из них, изложенные в обратном порядке, из Сошо в Москву.
О европейских дорогах уже написано и сказано немало. О чем говорить, если 300 км от Дрездена до Нюрнберга легко преодолеваются за два часа даже с небольшой остановкой. Польша, увы, выбивается из общего европейского «дорожья». Местные шоссе узкие и сильно загруженные, настоящих автомагистралей две, одна из них построена совсем недавно. Да и водители в Польше гораздо агрессивнее и не такие законопослушные, как в Германии и Франции. Правда, со знаками, разметкой и прочей дорожной атрибутикой, равно как и с качеством дорожного покрытия, у поляков все в порядке. После суеты и узких дорог Польши Беларусь воспринимается чем-то ирреальным. На выезде из Бреста выставляешь круиз-контроль на 129 км/ч (разрешенная скорость на этой дороге 120 км/ч, а за превышение до 10 км/ч не штрафуют), и через три часа, преодолев в такой нирване 350 км, отключаешь. Уже Минск! Все дорожные работы, сужения и прочие потенциальные нарушения вселенского покоя отмечены четкими, ясными и многочисленными знаками – просто рай! В России нет дорог, на которых, не нарушая правил, можно показать на длинном отрезке среднюю скорость под 120 км/ч, а в Беларуси – пожалуйста. Долго описывать это нет смысла, соберитесь как-нибудь да прокатитесь в братскую республику, все увидите сами. Тем более что границы между нашими странами нет вовсе, даже паспорт никто не спрашивает. Или посмотрите видео на нашем сайте gzr24.ru/news/161117.
Бездорожье от разгильдяйства
Братская республика поражает стерильной чистотой, но стоит проехать 200 м после стелы, обозначающей белорусско-российскую границу, как дорога скрывается под слоем грязи. Ветер гоняет пыльные смерчи, и посреди всего этого великолепия стоят сотрудники таможни, прячась в капюшоны то ли от непогоды, то ли от разгильдяйства и вселенской лени дорожников. Риторический вопрос: почему на той же земле, на той же дороге такой разительный контраст? Можно подумать, что это в России нет денег, а в Беларуси фонтанами бьет нефть и полны недра других полезных (кому?) ископаемых.
Вот несколько зарисовок, характеризующих отношение российских дорожников к своим обязанностям. Сразу за Смоленском перед крутым спуском с поворотом нет никакого предупреждающего знака, а ночью был гололед. Три разбитые в хлам машины свидетельствуют о том, что свалка в этом месте была нешуточная. Ведь знали и милиция, и дорожники, что будет скользко, но ничего наверняка не делали, пока беды не случилось. Въезды на заправки на трассе освещены по 200 м в каждую сторону, а вот чтобы поставить по паре фонарных столбов у переходов, денег не нашлось, и едешь через них в кромешной тьме, понимая, что человека в темной одежде ты не разглядишь, будь у тебя хоть кошачье зрение. Тоже всем плевать.
Ликино, всего-то 30 км от Москвы, ремонт дороги. Организован объезд по временной полосе, отбойник справа обозначен красными огнями, установленными настолько криво, что сразу даже не понимаешь, зачем эта цветомузыка – линия, по которой они стоят, угадывается с большим трудом. Затем красные фонари заканчиваются, и через метров тридцать в кромешной темноте серый, сливающийся с раздолбанным асфальтом отбойник поворачивает под прямым углом влево. Кроме мата, в голове ни одного слова: лампочек красных понатыкано где попало, а обозначить самое опасное место недосуг. И всю дорогу по России ты напряжен, ждешь какой-нибудь засады, рожденной разгильдяйством и пофигизмом. А по радио и телевидению только и слышишь нытье про недофинансирование и прочий скулеж, под который из казны пытаются выцыганить еще денег. Интересно, а хоть немного подумать и поработать не пробовали? Глядишь, и на те же деньги, что есть, вышло бы гораздо больше толку.
Апофигей всего – новая рекламная кампания ГИБДД. Перекресток в Голицыно: справа, если ехать в сторону Москвы, огромный рекламный щит, говорящий о том, что это епархия Н-ской спецроты Н-ского батальона ГИБДД Московской области. Рядом во весь забор слоган: «Ваша безопасность – наша работа». И сразу за ним большое кладбище. Занавес!
Автомобили
В путь мы отправились на трех Peugeot 308 и одном Partner Tepee. За пять с лишним тысяч километров попробовали всяких дорог и всяких дорожных условий. В таком длинном пробеге, ежедневно пересаживаясь из одной машины в другую, есть гораздо больше возможностей оценить достоинства и недостатки автомобилей, чем во время сравнительно короткого, в несколько сот километров тестдрайва. Все 308-е оказались очень комфортными автомобилями. Partner, конечно, не оснащен столь удобными сиденьями, как его легковые собратья, особенно в версии Premium Pack, но, во-первых, и в нем дискомфорт начинал ощущаться лишь на пятом-шестом часе пути, а вовторых, он для столь продолжительных вояжей и не предназначен. Наиболее же интересным было сравнение двух 308-х в топ-комплектациях. Одна из них была оснащена бензиновым 140-сильным наддувным мотором и 4-диапазонной автоматической коробкой передач, а вторая – 136-сильным турбодизелем и более современным 6-диапазонным «автоматом». Дизельная машина понравилась больше бензиновой. Почему? Судите сами. Автоматическая коробка с шестью ступенями позволяет забыть об узком рабочем диапазоне современного дизельного мотора, поскольку всегда держит двигатель «на полке» максимального крутящего момента, стало быть, при нажатии на газ машина ускоряется сразу. Переход с одной передачи на другую практически незаметен, поскольку передаточные числа не сильно отличаются друг от друга. Что касается максимальной скорости, то на германских автобанах разница была всего в несколько километров в час – обе машины на горизонтальных участках поддерживали максимальную скорость примерно в 195 км/ч. Максимум, до которого удалось разогнаться на длинном спуске, – 222 км/ч, измеренные по GPS. В принципе, бензиновый автомобиль выглядел бы не хуже, но не самая современная 4-диапазонная коробка не позволяет полностью раскрыть потенциал мотора. Задержки при переключениях, что особенно нервирует на обгонах, и невозможность держать двигатель в оптимальном диапазоне оборотов несколько смазывают впечатление от хорошего мотора и отличного шасси. Наконец, дизельная машина экономичнее (см. таблицу). Кстати о шасси: ни разу не было повода посетовать на его недостатки. Даже на скорости в 200 км/ч автомобиль ведет себя на дороге очень стабильно и уверенно. Хэтчбек, база которого чуть короче, чем у универсала, кажется на скоростных дугах автобанов чуть более живым, он слегка рыщет на неровностях, в то время как SW несется, не отклоняясь от заданного курса ни на градус. При этом подвескаостается комфортной, тряски не ощущается даже на не самых ровных дорогах. Что не понравилось? Пожалуй, только двухцветная передняя панель в дорогих версиях. Выглядит стильно, но в солнечный день отражается в ветровым стекле, и линия раздела светлой и темной частей маячит прямо перед глазами, что несколько раздражает и утомляет. А в остальном эмоции только положительные.
Более подробно о странах, дорогах и машинах можно почитать, посмотреть фото и видео на нашем сайте gzr24.ru/articles/57982/