Легко ли двигать фазы?

ЛЕГКО ЛИ ДВИГАТЬ ФАЗЫ?

ЛЕГКО ЛИ ДВИГАТЬ ФАЗЫ?

Таким вопросом задалась фирма AFT (Atlas Fahr-zeugtechnik). Устройства, помогающие экономить топливо, сами требуют немало энергии. Ведь нужно создавать и постоянно поддерживать рабочее давление масла в магистрали, тратить ватты на электромагнитные клапаны. Решение проблемы – электрическая система сдвига фаз газораспределения, без всякой гидравлики.

Подопытные автомобили с традиционной гидравлической и электрической системами водрузили на динамометрический стенд, облепили датчиками и запустили в дорогу на беговых барабанах по смешанному европейскому циклу. Потребляемые мощности «нетто», то есть те, что необходимы непосредственно для срабатывания клапанов и поворота кулачкового вала, оказались близки. А вот когда посчитали «брутто», приняв в расчет аппетиты обслуживающих узлов…

Масляный насос настолько прожорлив, что гидравлический «фазовращатель» потреблял в… 40–100 раз больше энергии (а значит, и топлива!), чем электрический. К тому же хитрая звездочка распредвала с притаившимся внутри электромотором оказалась весьма компактным узлом размером всего 30х85 мм.

Когда двигать фазы не нужно, новый узел, названный EVO, потребляет всего 5 Вт – как лампочка в салоне. Зато при необходимости он может сдвинуть вал со скоростью до 400 град/с. Мало того, можно остановить процесс в любой момент, то есть управление фазами – бесступенчатое.

Впрочем, фирма не оставляет без внимания и традиционную гидравлику, разработав новую систему управления VCtronic 3.0. Она одновременно командует и впускными, и выпускными клапанами, обеспечивая заданные программой углы. Оснастить устройством можно любой автомобиль, в моторе которого на звездочке коленчатого вала 60 или 36 измерительных зубьев. При этом датчики могут быть индуктивными или холловскими, сигналы с контроллера двигателя – цифровыми или аналоговыми.

Рис. 1. В электрическом варианте «фазовращатель» спрятан в небольшом барабане на ведомой звездочке кулачкового вала.

Подпишитесь на «За рулем» в