С минимальным сопротивлением
Электронным «мозгам» автомобиля нужна полная информация о работе всех устройств, в том числе и таких мощных, как стартер или генератор. Какой ток они потребляют или генерируют? Чтобы получить эти данные, ток необходимо пропустить через очень маленькое, всего в несколько тысячных долей ома сопротивление. Больше нельзя – на нем выделится и пропадет в виде тепла значительная мощность.
Заложенные конструкторами величины сопротивления должны быть выдержаны в весьма узких рамках и оставаться стабильными, независимо от времени службы и температуры. Иначе контроллер получит неверную информацию и примет неправильное решение.
Фирма «Изабелленхютте Хойслер» (Isabellenhu..tte Heusler) выпустила целый ряд микрорезисторов для автомобильных сильноточных цепей. Медные в них только выводы, а «сопротивляются» току куда более стабильные материалы: манганин, зеранин, алюхром. Диапазон сопротивлений – от 0,2 до 4 мОм при рабочих токах до 160 А. При этом температурный коэффициент настолько мал, что в диапазоне от -40 до +120°С сопротивление изменяется всего на 1%! Выдержать же новинка способна и 170°С.
Впрочем, так разогреть изделие довольно трудно: при токе 100 А на сопротивлении 0,2 мОм выделится всего 2 Вт, которые моментально «стекут» по массивным медным выводам.