Спецназ выручит
КЛЕЙ ДЛЯ СЛОЖНОГО СЛУЧАЯ
Случается, чуть тронешь – и зеркало вновь отвалится. Между тем для этих целей существуют специальные клеи – прочные, но достаточно эластичные, компенсирующие разницу в тепловом расширении деталей.
Выбор подобных клеев немалый (фото 1), упаковки похожи, технология работы практически одинаковая. Стекло в месте наклейки и площадку под зеркало очищаем и обезжириваем, наносим на площадку праймер, а когда он высохнет – каплю клея. Прижимаем площадку к стеклу и удерживаем полминуты. Зеркало устанавливаем на площадку после полного отвердения клея – через 10–15 минут. Такими клеями можно соединять любые металлические детали со стеклом, но некоторые нельзя использовать во всех «углах» машины. Пример – на фото 2 – однокомпонентный «фотоотверждаемый» клей фирмы «Лекар». Он твердеет только при дневном освещении, желательно – при ярком солнце.
А теперь о «спецназе», призванном восстанавливать электропроводящие нити и контакты – например, в системе электрообогрева заднего стекла. Составы бывают одно- и двухкомпонентными. В некоторых случаях клей полимеризуется под действием активатора. Электропроводимость обеспечивают специальные добавки, скажем, серебро. Все проверенные нами препараты показали хорошие результаты (фото 3).
А вот «холодные сварки», но опять-таки специализированные (фото 5), выручат при сквозной коррозии топливного бака или металлических трубок радиатора – они устойчивы в присутствии нефтяного топлива и охлаждающих жидкостей. Отрезав кусочек «колбаски» или «пластины», разминаем его до однородной массы и наносим на очищенную и обезжиренную поверхность вокруг отверстия. Обширное повреждение лучше перекрыть металлической заплатой. Состав отверждается два часа. Но бак (чудес не бывает!) лучше ремонтировать пустым.
Во многих случаях собранный узел (из новых или даже с заметным износом деталей) можно сделать надежней или работоспособней, воспользовавшись анаэробными компаундами и герметиками (фото 6). Эти составы дополняют, а иногда способны полностью заменить традиционные механические соединения, причем требования к допускам на размеры деталей в таких случаях могут быть значительно снижены, а люфт в шлицевых, шпоночных и тому подобных соединениях полностью ликвидируется. Выбирать препарат (фото 7) нужно с учетом того, какая посадка деталей требуется. Соответствующая информация – на упаковках и в инструкциях. Если узел следует разобрать, его нагревают, и клей размягчается.
Следующие в нашем списке – анаэробные составы для повышения надежности и герметизации фитинговых соединений и мест установки датчиков в гидравлических или пневматических системах. Они не должны содержать наполнителей, способных засорить фильтры, клапаны и другие элементы таких систем (фото 8).
Встречается в продаже и странная «экзотика».
Например, такое средство, как SCREW&SOCKET GRIPPER. Из инструкции следует, что оно улучшает захват крепежа инструментом... и более равномерно распределяет контактные нагрузки. Мы не смогли пройти мимо. Попробовали. Никакого эффекта.
Важное условие успешного применения почти всех названных в таблице материалов – температура не ниже +5°С. И еще: срок годности не должен быть просрочен. Не раз могли убедиться в том, что малейшая невнимательность покупателя оборачивается потерями!