Конкурс

КОНКУРС

И ПЕС, И СНЕГ

Среди множества верных ответов на задачу четырнадцатую мы нашли тот, который вполне заслуживает награды. Автор – Ольга ФЕДОСЕЕВА из Курганской области.

Отчего же залихорадило автомобиль, больше суток стоявший в глубоком снегу? Большинство конкурсантов ответили правильно, нашлись даже недовольные простотой задачи. Да, по уровню она вроде таблицы умножения – мы тоже опасались получить 100% верных ответов – а не тут-то было! Примерно каждый десятый явно не понимает, что же с машиной происходило.

Итак, вот она – вечная тема: автомобиль и зима! В Рио-де-Жанейро снег – экзотика, у нас – ежегодная головная боль. Не знать его коварства – себе дороже.

Что же получается? Авторы нескольких десятков писем утверждают, что при движении по сугробам снег заполнит зазоры между поддоном и «защитой», после чего «смерзнется» – и тяжеленный мотор будет «жестко лупить» по кузову. Но довольно трудно представить, каким образом будет обмерзать картер, нагретый до 90°С. А если все же это умышленно сделать (допустим, на холодной машине), то прогревшийся мотор опять все растопит!

По этой же причине мы сомневаемся насчет намерзания льда поверх глушителя, резонатора, нейтрализатора. Правда, есть читатели и похитрее. Почему бы снегу, по одной из версий, не набиться в глушитель? Потом он растаял, вода стекла вниз, а позже замерзла. И глушитель, став тяжелее, начал сильно бить по кузову.

Причем на скорости 80 км/ч, а не другой. Но что особенно любопытно – на обратном пути в глушителе лед так и не растаял, а произошло это только при ночевке в гараже, когда железяки стали остывать. Предусмотрел автор и то, куда затем делась вода. Она – «вытекла». Видно, в глушителе, как нельзя кстати, появились дырки.

Пусть неудачники конкурса не смущаются – подобные ответы читать порой интересней, чем верные! Так, кто-то предположил, что рядом с дачей выпускная система расстыковалась – и все тот же злодей-глушитель стал бить по кузову. На обратном пути, надо полагать, все были настолько пьяны, что рева мотора не слышали, зато в «ракушке» все само собой состыковалось! Какая прелесть!

А вот верная идея, но не для нашего случая: когда в арках над колесами намерзает лед, зазор между ним и шиной невелик – и на неровностях дороги возможны сильные удары. Но – единичные, а мы говорим о вибрации, возникшей при определенной скорости.

Еще одна версия: снег, попавший под капот, подмочил провода системы зажигания – и начались перебои. Заметим, однако: характер вибрации будет мягким, без сильной тряски кузова, притом на любых скоростях. Не забыли нашу подсказку? Речь идет о резонансных колебаниях подвески.

Вернемся к правильным ответам, среди которых был и тот, что отмечен премией. Естественно, авторы рассматривают оба «действующих фактора» – четвероногий друг… и снег, набившийся в колесо.

Что касается пса, то он мог наделать бед и бесснежной зимой, ведь поел и попил вволю. Лохматому террористу читатели симпатизируют, смакуют подробности собачьего поведения, вычисляют его возможности, множат на количество «акций»… и приходят в ужас! Снизу колес может намерзнуть столько льда, что и сумасшедший быстро не поедет. Но к двуногим «балансировщикам» владельцы автомобилей, припаркованных возле пивных, теплых чувств не испытывают. Дискриминация.

А если бы пса не было? Положим, в колеса, арки, детали подвески набился снег. На ходу морозный ветерок хорошо охлаждает колесо, снег на нем не тает. Но вот машина остановилась, обдува нет – и к верхним слоям шины поступает тепло изнутри: ведь пока она катилась, немало энергии уходило на трение между слоями и нагрев. Подогревает колесо и неостывший тормозной механизм. Снег начинает подтаивать и сползает по диску вниз. Чуть позже вся верхняя часть колеса очистится, а на нижней намерзнет лед. Если подтаивает снег в арке над колесом, то и он вносит свою лепту… Итоговый дисбаланс может оказаться запредельным, что и случилось.

Немало читателей сообщают о том, что и летом, если прокатишься по достаточно грязной дороге, разбалансировка колес – дело рядовое. На стоянке грязь сползает вниз и потом засыхает, создав дисбаланс. Профессионал-шиномонтажник пояснил, как при небрежной мойке грязь остается на внутренней стороне диска колеса. Результат тот же.

Ну а что делать с колесами, разбалансированными льдом? Почти все предлагают нехитрую штуку – снять их (!) и очистить. Представьте-ка это в мороз на заваленной снегом обочине… Несколько человек рекомендуют другое. Притормаживая левой ногой и удерживая газ правой, проехать с безопасной скоростью несколько сот метров, чтобы тормозные диски и барабаны посильнее нагрелись. Затем на несколько минут остановиться и подождать, пока колеса, получая тепло, начнут освобождаться ото льда.

Кстати, этим же объясняется концовка всей истории: когда машина осталась в «ракушке», колеса слегка прогрелись… Отметили читатели и то, что машина, въехав в город, могла оказаться в потоках дорожного «рассола», который тоже уничтожает лед довольно быстро.

Ольга Федосеева прислала исчерпывающий ответ на нашу задачу. Поздравляем ее с премией 6000 рублей.

ЗАДАЧА СЕМНАДЦАТАЯ

Странный звук появился внезапно, без каких-либо предварительных симптомов. Неприятное «пение» где-то снизу машины. «Ласточке» лет пять, немало поездила. Тут что угодно запоет!» – подумала Катя. И стала наблюдать. Пока машина стоит, необычного шума нет. Тронешься – слышишь отчетливое пение. Звук появляется при разгоне и торможении, а если скорость не менять, умолкает. Вот и найди причину!

В подобной ситуации и многие мужчины сдаются – едут в сервис. Но Катя – дама самостоятельная: вскоре VAZ 2106 уже стоял на эстакаде, а хозяйка изучала его снизу.

Нашла! Помог музыкальный слух, помноженный на сообразительность. Но что теперь делать? Катя придумала копеечный, но радикальный выход – звук исчез навсегда.

Прав был поэт: «есть женщины в русских селеньях...»

А что скажут наши читатели?

Ответ с пометкой «Конкурс» отправьте до 20 июня 2004 г. по адресу: 107045, Москва, Селиверстов пер., 10 или по е-mail: [email protected]. Тел. (095) 207-79-84. Укажите полностью паспортные данные, контактный телефон, номера ИНН и страхового свидетельства Государственного пенсионного страхования.

Подпишитесь на «За рулем» в