"мыльницы" из гудвуда

"МЫЛЬНИЦЫ" ИЗ ГУДВУДА

«СОУПБОКС ДЕРБИ»

КАК ЗАВЕЩАЛ ВЕЛИКИЙ НЬЮТОН

Июль, Англия, графство Сассекс, поместье Гудвуд. Вот уже 10 лет это место притягивает сотни тысяч зрителей спектаклем «Гудвуд Фестивэл оф Спид» в постановке знатного почитателя автоспорта лорда Марча. С ревом проносятся здесь гоночные авто минувших лет, каждый раз стремясь доказать, кто из них быстрее сегодня.

А немного в стороне, на холмах, которыми изобилуют эти места, происходит нечто странное. По взмаху флажка вниз по извилистой дорожке устремляются диковинные экипажи с эмблемами знаменитых фирм на бортах. Рева моторов не слышно, зато как ревет публика! Это – электромобили? Никак нет! Для емкого определения таких машин на русском ничего еще не придумано. Назовем их гравикарами, поскольку машины движутся только под гору, согласно ньютоновскому закону всемирного тяготения – гравитации. А вот для поиска информации об этих соревнованиях в Интернете лучше набрать Soapbox или Seifenkisten, что переводится с английского и немецкого как «ящик для мыла», а попросту – «мыльница».

В далеком 1933-м американский репортер Майрон Скотт обратил внимание на мальчишек, катавшихся под горку по городским улицам в ящиках с колесиками, и стал писать об этом. Через какое-то время гонки на подобных экипажах уже привлекали к себе многих и даже получили официальный статус. Мало того, одна фирма, производившая мыло, поместила на упаковочном ящике изображение такого «автомобильчика», предложив в придачу комплект для дооборудования своей «самой прочной в мире тары». Так появились гонки «Соупбокс Дерби». В США сегодня около 25 000 участников таких «покатушек», а болельщиков и вовсе полтора миллиона! После Второй мировой войны американцы завезли диковинный вид спорта в Германию, где он попал под покровительство «Опеля».

ОТ МАЛОГО ДО... КРИЧАЩЕГО

Скоростным спуском с гор увлекаются и стар и млад, хотя официально возраст участников – от 8 лет до 21 года. Гравикары разбиты на классы, но единого международного стандарта нет. В Германии, скажем, самые маленькие «ящики» должны быть длиной до 205 см, шириной до 45 см, полной массой с пилотом не более 90 кг. Главное: колеса, тормоза, рулевое управление – только заводские, как и защитные шлемы, и ремни безопасности.

Среди многообразия классов есть даже «Гэд» (gaud – кричащий, безвкусный). Здесь можно соревноваться кому и на чем угодно, лишь бы без мотора, но хотя бы с каким-то рулем и тормозами. «Гэд» собирают особенно много зрителей: интересно ведь посмотреть на дядю в универсамовской тележке или тетю в кровати на колесиках, а еще больше на собственное чадо в фанерном ящике.

Смех смехом, но от пилота требуется не меньше мастерства, чем в иных моторных гонках: по мере спуска скорость растет, проходить повороты все сложнее.

Подправить машину тягой не удастся – работать надо лишь тормозами, но стоит притормозить чуть сильнее, чем это требуется, и скорость безнадежно потеряна: прибавить газа нельзя! Ну а если в азарте чуть недотормозил – окажешься в брикетах соломы, которыми традиционно огораживают трассы таких гонок.

Мы вовсе не преувеличиваем требования к мастерству пилотов. «Мыльницу» «Форда» испытывал Дэвид Брэбхем, 36-летний сын легендарного гонщика, сэра Джека Брэбхема, не раз побеждавший в гонках в Ле-Мане, поездивший в машинах формул 3, 3000 и 1. И хотя «Эгг-бокс» Брэбхема разогнался под гору всего до 108 км/ч, по признанию гонщика, управлять им было ничуть не проще, чем машиной с мощным мотором.

ЧЕМПИОНАТ ГРАФА МАРЧА

Лорд Марч – в прошлом талантливый рекламный фотограф (его псевдоним был Чарльз Сеттрингтон), ныне – президент BARC – Британского автомобильного гоночного клуба. Когда от отца, герцога Ричмондского, ему досталось огромное (11 500 га) поместье Гудвуд, Марч немедленно осуществил свою мечту: организовал всемирный «Фестиваль скорости» для старых гоночных автомобилей, а заодно задействовал дорожки в парке под соревнование «Соупбокс Челлендж».

Безмоторные гонки проводят здесь с 2000 года. Они собирают около 20 участников, но каких! На старт выходят экипажи под марками «Форд», «Лотос», «Бентли», «Порше»… Их уже не назовешь мыльницами – настоящие гравикары.

Здесь роль играет не только каждый грамм. Придирчиво отбирают каждый шарик подшипников, замеряют каждую сотую атмосферы в шинах, регулируют углы установки колес с точностью до секунды… Ведь время заезда, составляющее всего около полутора минут, измеряют с точностью до 0,001 с! Углепластиковые корпуса, керамические подшипники ступиц от SKF, титановые каркасы, аэродинамически совершенные кузова.

Перед стартом на гравикар опускают фанерный ящик без дна размером 1950х1100 мм. Уместился? Все в порядке. Теперь нужно, чтобы масса экипажа с пилотом не превышала 135 кг, а его глаза находились не ниже 770 мм от земли.

Гравикары в Гудвуде подразделяют на два подвида – родстеры и стримлайнеры. Первые – открытые всем ветрам, без ремней безопасности. Вторые – с обтекаемым кузовом, в котором пилот пристегнут четырехточечным ремнем. Разгон такого «снаряда» ограничен лишь протяженностью спуска (в Гудвуде – 0,7 мили), аэродинамикой да мастерством пилота. По неофициальным сведениям, расчетная «максималка» гравикара «Лотос-119В» (на неограниченной дистанции)… 370 км/ч. Ай да Ньютон!

Подпишитесь на «За рулем» в