Кушать подано!
С ПРИСТАВКОЙ «СПЕЦ»
Главная задача при доставке продуктов – сохранить их свежими даже в 30-градусную жару. Для этого приходится охлаждать или замораживать товар. Хороший «наркоз» получить не так уж просто, для этого используют весь потенциал современных материалов и технологий.
Как правило, кузова больших рефрижераторов изготавливают из многослойных сэндвич-панелей. В зависимости от специализации машин, «бутерброд» может состоять из трех, пяти и более слоев полимерных материалов. Всю фурнитуру, напольные панели, стеллажи и перегородки делают из алюминиевых сплавов, нержавеющей стали или пластика, так что коррозии можно не опасаться. Такие кузова получаются легкими и жесткими, что положительно сказывается на собственной массе машины – соответственно, грузоподъемности, а значит и себестоимости перевозок.
Новое слово в изоляции, особенно популярное в классе компактных вэнов – полиуретановые материалы. Они позволяют превратить в холодильник серийный фургон. Гибкий материал легко принимает форму боковин, потолка и пола, позволяя экономить драгоценное пространство. При этом материал обладает низкой теплопроводностью (0,4 Вт/м2), что помогает долго удерживать необходимую температуру.
По такому принципу, в частности, сделана камера в «Мерседес-Бенце Спринтер» последнего поколения. Холодильная установка в этом автомобиле автономна – ею командуют электромотор и дополнительный аккумулятор. Так что двигатель гонять не придется. «Морозильная» система высотой всего 220 мм установлена на крыше под колпаком. Аэродинамика практически не страдает, в автоматическую мойку и на подземную парковку можно заехать без проблем. Наконец, если установка потребовала ремонта, ее поменяют буквально в считанные минуты, без разгрузки машины. Так что за сохранность провианта и в этом случае можно не волноваться.
Установка охлаждает продукты до минус 25 градусов – это в самый раз для мороженого и полуфабрикатов пиццы. Регулировка климата с шагом в 1° позволяет подстраиваться под разные грузы: например, парное мясо, овощи и цветы любят нулевую температуру. Водитель следит за ней по указателю на панели приборов.
Конечно, к рефрижераторам предъявляют повышенные гигиенические требования. Поэтому кузова оборудуют дренажной системой, упрощающей уборку камер. В самых современных моделях она почти не требует ручного труда. Системы самоочистки представляют собой вращающиеся форсунки-распылители вроде тех, которые поливают газоны. После разморозки остается лишь включить устройства, которые под большим давлением разбрызгивают воду, вымывая самые труднодоступные закоулки.
Есть и другие хитрости. Чтобы во время частичной разгрузки продукты не размораживались, рефрижераторы иногда дополняют опцией – так называемой «занавеской морозного воздуха». Стоит открыть дверь камеры, струи холодного воздуха примутся обдувать продукты, предотвращая «потепление». Если заказчик планирует перевозить в машине и замороженный, и охлажденный товар, ему предложат разбить кузов на морозилку и холодильную камеру с независимой регулировкой температуры.
Возить живую рыбу – дело чрезвычайно деликатное и требует особого оборудования – специальных контейнеров с аэрацией. Подобно аквариуму, в них подают кислород. Для этого применяют баллоны с сжиженным или сжатым кислородом, а иногда и воздуходувные устройства, работающие от дополнительной дизельной установки. Такое оборудование рассчитано на дальние поездки, не требует запасов кислорода и, что не менее важно, не перенасытит им воду. Поток воздуха не дает рыбе сбиваться на дне контейнера, но при неправильной эксплуатации может травмировать будущий деликатес.
Чем меньше пузырек газа, подаваемый в воду, тем лучше насыщение ее кислородом. Поэтому для максимальной эффективности микроскопические отверстия в шлангах-распылителях «сверлят» лазером.
Казалось бы, нет ничего проще, чем возить хлеб. Однако и здесь свои хитрости. Лотки делают так, чтобы буханки не черствели, а особая система вентиляции предотвратит появление излишней влаги, тем более плесени.
Очень выгодно и удобно торговать продуктами с колес. Передвижные лавки довольно популярны во многих европейских странах. Постройка современного механизированного гастронома дело непростое. Кузов, установленный, как правило, на шасси малотоннажника, имеет витрину, закрываемую ставней-козырьком. Внутри – шкафы с регулируемой температурой, мойка и часто – электроустановка для автономной работы. Такой магазин может торговать хоть в поле в течение 8–12 часов.
Для кузовов магазинов обычно используют нержавеющие, а главное, легкие панели, алюминиевые и пластиковые, ведь «начинка» довольно тяжела. Например, полная масса лавки немецкой фирмы «Борко-Хонц» на базе «ФИАТ-Дукато» достигает 3900 кг, так что дизелю объемом 2,3 л мощностью 81 кВт/110 л. с. приходится несладко…
Самых ярких «кормильцев-путешественников» используют в рекламных целях. Взять хотя бы знаменитые «поцелуемобили» шоколадного концерна «Херши». Их история началась в 1997 году, когда компания решила отправить в путешествие по США удивительный автомобиль для участия в благотворительных акциях, заодно рекламируя сладкую марку. Одна из самых броских машин в мире – «конфета» длиной 7,5 м и высотой 3,3 м на платформе «Шевроле» полной массой 6378 кг с двигателем «Вортек» 5700 мощностью 257 кВт/350 л. с.
В 2001 году в день святого Валентина «поцелуемобиль» выехал из Нью-Йорка и за несколько месяцев преодолел более 100 000 миль, объехав свыше 120 городов 30 штатов. Машина останавливалась в 120 детских больницах, где малышам раздавали конфеты и шоколадки. Для этого в закромах автомобиля припрятали более 230 000 (!) сладких подарков. В каждом городе «поцелуемобиль» буквально атаковали восторженные ребятишки (да и родители не стояли в стороне), которых прельщали не только сладости. Ведь на борту машины разместили и огромный телеэкран, на котором показывали фильм о создании шоколада и самой машины, а по соседству устроили компьютерную игротеку.
«Поцелуемобилю» вторит автомобиль-призыв к здоровому питанию компании «Квакер». В огромную чашу на его «спине» вмещается… 4500 порций овсяной крупы! Машина стала центром акции «За здоровое питание». Деньги, собранные в ее ходе, пожертвовали американской ассоциации по предотвращению сердечных болезней.
Всегда свежая клубника, диковинные морепродукты, десятки сортов сыра… Вино какой страны вы предпочитаете в это время суток? Моторизованные «поильцы» и «кормильцы» уже отправлены за новыми порциями. Кушать подано!