Прикладная геометрия
Классический шип с цилиндрическим «гвоздем», просуществовав более полувека, похоже, стал сдавать позиции. В прошлом году «Нокиан» (ЗР, 2003, № 9), а теперь и «Континенталь» объявили о выпуске серийных шин с новыми шипами. Финны выбрали в сечении квадрат, немцы предпочли овал, убедившись в эффективности таких шипов на ледовых трассах («Континенталь» – эксклюзивный поставщик шин для французского зимнего чемпионата «Трофэ Андрос»).
Впрочем, овальной твердосплавную вставку можно назвать лишь в первом приближении. На самом деле это параллелепипед со скругленными торцами (рис. 1), причем ребра расположены под прямым углом к плоскости качения шины, что улучшает сцепные свойства в продольном направлении, то есть разгонную и тормозную динамику (рис. 2). Сцепление же в боковом направлении осталось прежним, на уровне классических шипов. Основание корпуса шипа той же формы, но здесь овал ориентирован в плоскости качения, обеспечивая большую устойчивость под нагрузкой и более равномерное распределение давления на подслой и брекер.
Твердость иглы шипа подбирается в зависимости от требований рынка. Материал – кобальт или карбид вольфрама. Масса овального шипа – 1 г.
Правильную ориентацию и оптимальное выступание шипа задают сборочные автоматы. В соответствии с законодательством большинства стран твердосплавная вставка не должна выступать над поверхностью шины более чем на 1,2 мм. С другой стороны, высота менее 1,0 мм уже заметно снижает эффективность шипов. «Континенталь» балансирует у самой границы допуска (рис. 3).
В первую очередь новая технология найдет применение на всех типоразмерах (15–18 дюймов) шины «Конти Винтер Викинг 1», которая выпускается с 2000 года и очень хорошо зарекомендовала себя по итогам многочисленных тестов. Модели с овальными шипами можно будет отличить по специальным наклейкам.