Тише едешь…
Бесшумных автомобилей не бывает. Правда, за последние годы двигатели стали заметно тише, но в движении шум постепенно нарастает. Основные виновники этого «безобразия» – шины. Впрочем, кавычки можно было бы и не ставить; ученые Саутгемптонского института звука и вибраций так и говорят: «Безобразие, что до сих пор шум в городах и метрополиях воспринимается как неизбежность».
В основу исследовательского проекта Road and Tyres Interaction Noise (шум взаимодействия шины и дороги), над которым работают также специалисты университета им. Аристотеля в Салониках, легли директивы ЕС, которые вступят в силу с 2007 года. Согласно им каждый производитель будет обязан замерять и ограничивать все шумы, создаваемые автомобилем в движении. И здесь, начиная примерно с 30 км/ч, появляются звуки, обусловленные периодическим сжатием воздуха в прорезях протектора шины и его последующим выходом «на свободу». Проблему также доставляют и сами дороги, покрытые то гладким, то пористым асфальтом. Последний вызывает дополнительные вибрации шин и, следовательно, звуки. Зато сцепление лучше, особенно в дождь.
Сегодня интернациональная команда под руководством Роджера Пиннингтона ищет способ сделать реальностью одновременно тихую и безопасную езду.