Безумству храбрых

БЕЗУМСТВУ ХРАБРЫХ

Конечно, на свете немало более быстрых машин. Но ведь это – «Волга»! Может быть, именно поэтому, когда лента динамометрической дороги полигона сужается, пейзаж за окнами теряет очертания, а салон наполняет настойчивый шум, сами собой приходят авиационные ассоциации. Эта «Волга» – далеко не «кукурузник», она ближе к истребителю или, по крайней мере, к штурмовику.

МАТЧАСТЬ

Чтобы привести несколько растрепанные чувства в порядок, совершим короткую посадку и заглянем под капот. На первый взгляд, ничего интересного – знакомый заволжский шестнадцатиклапанник. Главное отличие – турбокомпрессор – спрятали за неприметным черным кожухом.

Итак, знакомьтесь: родственник 406-го – 2,3-литровый ЗМЗ-4064.10 выдает, по данным конструкторов, 132–140 кВт/180–190 л. с. мощности и 300–320 Н.м момента. Уточним: это стендовые показатели двигателя. А изменения – не только те, что видны под капотом невооруженным глазом.

Коленвал – стальной, а не чугунный. Поршни тоже оригинальные, заготовки получают методом термической штамповки. Вкладыши серийные, а впускные и выпускные клапаны – с натриевым наполнителем в стержне, улучшающим теплоотвод от тарелок. С той же целью применяют втулки и седла клапанов из специальной бронзы.

Для охлаждения поршней в режиме больших нагрузок установили масляные форсунки. Их конструкция аналогична применяемой в дизеле ЗМЗ-514. Прокладка головки блока оригинальная, с окантовкой из нержавеющей стали. Топливные форсунки – увеличенной производительности. Программа управления, разумеется, тоже изменена. Турбокомпрессор – «Гаррет-ТВ 25» (испытывали и узел «Мицубиси-TD04L», его параметры сейчас корректируют по заказу ЗМЗ), охладитель – типа «воздух-воздух».

Конечно, для ЗМЗ-4064 нужна другая выпускная система (штатная «душит» мотор). На те немногочисленные машины, что уже нашли своих покупателей, как правило, монтировали систему от СААБа с 2,3-литровым наддувным двигателем.

Завод рекомендует оснащать автомобили турботаймером – устройством, не позволяющим после быстрой езды заглушить двигатель ранее чем через 1–2 минуты после остановки.

И, наконец, на «волги» с турбонаддувом ставят сцепление с усиленной диафрагменной пружиной.

А теперь захлопнем капот и поверим первые ощущения точной измерительной аппаратурой (см. таблицы). Для сравнения мы привели данные «Волги» со стандартным двигателем из парка ЗР. Оговоримся: шины на автомобилях были разные.

ФРОНТОВОЙ БОМБАРДИРОВЩИК

Итак, «Волга» закончила показательный «полет» и благополучно приземлилась. Другой аппарат ждет своего часа. По авиационной терминологии и с учетом армейской родословной – тяжелый фронтовой бомбардировщик.

На этом UAZ 31622 установлен такой же двигатель, как на «Волге». Но в Заволжье готов уже ЗМЗ-4054.10 рабочим объемом 2,5 л. Конструкция такая же, как 2,3-литрового, а параметры еще более внушительные: завод заявляет мощность 200–210 л. с., момент – 340–360 Н.м. Напоминаем: эти данные получены на моторном стенде, а не на автомобиле.

НА ВЗЛЕТ?

Показатели машин, конечно, «увесистые» – особенно у «Волги». Впрочем, сегодня автомобили с двигателями мощностью даже 400–500 л. с. в мире не такая уж редкость: есть спрос, есть и предложение. Главный вопрос – насколько характеристике двигателя соответствуют трансмиссия, тормоза, подвеска автомобиля.

Конечно же, «Волге» с мотором ЗМЗ-4064.10 нужно иное шасси: коробка с передачами подлиннее и с меньшими ходами рычага, рулевое управление почетче – и обязательно более эффективные тормоза. Ездить, конечно, можно (но очень осторожно!) и так – ведь далеко не каждый день мы развиваем скорости, близкие к «максималке», для этого и дорог-то подходящих немного. Но спрятав под капотом почти 200 «лошадей», трудно бороться с искушением пришпорить их хотя бы изредка. Иначе зачем мощный, дорогой мотор?

Из немногочисленных «волг», оснащенных ЗМЗ-4064.10, многие уже заметно переделаны владельцами. Меняют передние пружины и амортизаторы, коробку передач (последняя лучше подходит от «Газели» – с иными, чем у GAZ 3110, передаточными числами). Кое-кто модернизирует тормоза, устанавливая импортные тормозные цилиндры в сборе с усилителем и даже задние мосты с дисковыми механизмами. «Кулибины» колдуют и над выпускными системами. Впрочем, это уже другая, по сути – тюнинговая тема.

В любом случае «Волга» с турбонаддувом – автомобиль не для рядового водителя. Езда на такой машине (кстати, в городе она с аппетитом кушает 15–20 л рекомендованного заводом «95-го» бензина) – не просто эксплуатация, а скорее образ жизни. Пришпоривать «Волгу» со стандартным шасси рискнут только очень смелые люди, а сложные переделки требуют немало времени, средств и опять-таки известной храбрости. К тому же вся эта самодеятельность не одобрена ни заводом-изготовителем, ни ГИБДД.

К УАЗу с турбомотором мы за глаза относились с еще большей долей скептицизма. Однако машина неожиданно понравилась. Максимальная скорость по сравнению с автомобилем, оснащенным ЗМЗ-409, выросла ненамного, зато заметно улучшился разгон и, главное, эластичность (см. таблицу).

В городском и трассовом режимах автомобиль стал удобней: уверенней набирает скорость, реже требует переключать передачи; на пятой УАЗ неплохо тянет уже примерно с 80 км/ч.

Попробовав автомобиль на крутых подъемах, еще раз убедились: ЗМЗ-4064.10 пошел вседорожнику на пользу. На 30-процентную гору машина забиралась гораздо веселее, чем с 409-м двигателем. Сравнение на более крутых подъемах, которые автомобиль с турбонаддувом также преодолел очень уверенно, не совсем корректно: здесь подключали передний мост и пониженную передачу 1,94. На редакционном УАЗе, с которым мы заочно сравнивали «подопытного», стояла «раздатка» с передаточным отношением 1,47. Тем не менее, мотор и здесь сыграл заметную роль.

Двигателей с турбонаддувом в Заволжье делают очень немного, под заказ. Цену определяют индивидуально с каждым заказчиком. Мотор ЗМЗ-4064.10 – зеркало отечественного автомобилестроения. Уровень конструкции вполне современный, но опасения потребителей относительно долговечности, увы, обоснованны. Автомобили, которым предназначен двигатель, – тоже отнюдь не эталон надежности и технической гармонии. А мощный мотор дополнительно нагружает трансмиссию, тормоза. Долго ли они проживут под таким гнетом?

В общем, чтобы непростую жизнь с УАЗом или «Волгой» дополнительно обременить турбонаддувом, рационального подхода недостаточно. Храбрость, даже доля безумства – обязательны. Впрочем, эти качества, в той или иной мере, присущи, наверное, любому экспериментатору-первопроходцу. Не зря же поэты воспевали безумство храбрых…

ФОТО: АЛЕКСАНДР КУЛЬНЕВ

Подпишитесь на «За рулем» в