Доспехи для инкассатора
БРОНЕАВТОМОБИЛЬ
Лет двадцать назад, когда вооруженные ограбления еще не вошли в моду, сбербанковские «волги» ничем не отличались от серийных. В конце 80-х в России появились первые бронированные грузовички, в основном подержанные «американцы» – «Форд-Эконолайн» и «Интернешнл». В начале 90-х к ним присоединились немецкие «Вендлер» и «Апприх». Но западные стандарты оказались не совсем подходящими для России. Во-первых, из-за сравнительно невысокого класса защиты: как правило, их броня спасает от выстрела из пистолета, но очередь из АК-74 прошивает ее насквозь. Салон некоторых автомобилей (например, полицейских в США) вообще бронируется лишь частично: стекла не всегда защищают от пуль. Во-вторых, ежедневные ралли по российским дорогам расшатывают не только подвеску, но и кузова иномарок: перестают закрываться замки, выламываются петли дверей. В-третьих, у «немцев» зачастую один или два выхода, тогда как наши правила требуют три. Известны случаи, когда нырнувший в реку или попавший в аварию и загоревшийся автомобиль заваливался как раз на единственную дверь – шансов на спасение никаких.
Спроектировать и построить бронеавтомобиль, адаптированный к местным условиям, решили специалисты российского предприятия «Евраком-Авто» – официального представителя немецкой компании Euracom. За основу выбрали популярные «Мерседес-Спринтер» и «Фольксваген Транспортер», благо опыт их обслуживания и ремонта на собственной СТО накопили немалый. В 1999 году конструкция была согласована с компаниями «Даймлер-Крайслер» и «Фольксваген» и получено «родительское благословение» на производство и право носить собственный VIN – сделано в России. Каковы же особенности «русских немцев»?
СПЕЦКОМПЛЕКТАЦИЯ
Автомобили «под броню» заказывают в комплектации для сурового климата и тяжелых условий. Они имеют усиленную подвеску, предпусковой подогрев (для дизельного двигателя), генератор повышенной мощности, дополнительный аккумулятор. Батареи подключаются через разделительное реле: одна используется для пуска двигателя, другая – для прочих нужд. Даже в случае нападения и прострела основной батареи (что не так-то просто, ведь она защищена броней!) автомобиль сохраняет живучесть. Кроме того, обязательны кондиционер, обогрев и электрорегулировка зеркал, взрывобезопасные (пластиковые, чтобы от пули не было искры) топливные баки. Ну и, конечно, самый мощный двигатель. Лучше дизельный – меньше опасность возгорания. Но если клиент непременно желает бензиновый – нет проблем.
В России заказчик имеет почти полную свободу выбора варианта компоновки и комплектации, тогда как западные фирмы предлагают выбирать из того, что есть. К тому же изготовление нового «броника» за рубежом существенно дороже (например, в Германии бронирование «Фольксвагена» обойдется в 75 тыс. евро против 50 тыс. евро у нас). Да и российский автомобиль клиент получит на две-три недели быстрее.
ХИРУРГИЧЕСКОЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВО
Подготовка к службе начинается еще на конвейере: «лишние детали» в грузовом отсеке, которые все равно придется снимать при бронировании, даже не устанавливают. В России к силовому каркасу приварят усилители для крепления брони. Здесь на счету каждый килограмм – ведь мало сделать инкассаторскую машину неуязвимой, надо еще обеспечить ей высокую жесткость и приемлемую грузоподъемность. Бронированный по третьему классу* «Фольксваген-Т4» весит 2200 кг, «Мерседес-Спринтер» 300-й серии – 2900 кг; оба могут взять на борт до 600 кг груза. «Фольксваген-Т5», производимый с этого года, увезет уже 800 кг.
Существуют два типа бронирования – внешнее и скрытое. Первое превращает автомобиль в некое подобие боевой машины пехоты: облик соответствует сути. Второе почти незаметно для непосвященных, но, помимо эстетики, имеет и другой плюс – сохраняется ремонтопригодность автомобиля. В «Евракоме» выбрали вариант скрытого капсульного бронирования: водитель и экипаж находятся в защищенном со всех сторон бронемодуле. Все потенциально простреливаемые зоны (стыки бронелистов, проемы дверей, окон, люки и бойницы) перекрыты бронированными накладками, что обеспечивает полную безопасность экипажа. Для раскроя брони используется только лазерная резка. Многие производители применяют более дешевую, плазменную, но при этом происходит отпуск стали примерно на 20 мм по обеим сторонам от разреза: если пуля попадает в отпущенный край, могут разлететься осколки.
Защищает «немцев» российская броня. Она ничуть не уступает западной, а стоит намного дешевле. Ее панели полностью покрывают грунтом, а при сборке бронемодуля между штатным кузовом и бронелистами помещают влагостойкую шумоизоляцию. Она не только обеспечивает тишину в салоне, но и предотвращает образование конденсата и, как следствие, коррозию брони и кузова. Грузовой отсек отделывают водо- и износостойкой фанерой, салон – ковролином.
Варианты бронирования агрегатов обсуждаются с каждым клиентом отдельно. Например, в стандарте топливный бак бронируют по бокам, но можно защитить его и со всех сторон. Порой ограничения диктует конструкция автомобиля. Так, на «Мерседесе», как правило, моторный отсек бронируют полностью (кстати, западные фирмы редко используют такое решение), а радиатор защищают таранным бампером. У «Фольксвагена» же основная броня – на моторном щите, закрыть весь двигатель не удается – мало места под капотом.
РОССИЙСКИЙ ПАТЕНТ
Самое слабое место бронированных машин – двери. Мало того, что открывать-закрывать тяжеленные створки приходится по сто раз на дню, еще и ухабы «помогают». Петли, хоть и усиленные, этой пытки не выдерживают. Да что петли – выламываются целые куски стоек! Ноу-хау «Евраком-Авто» – накатные ролики и оригинальный ригельный механизм: при его закрытии дверь приподнимается и плотно прижимается по периметру проема. Благодаря этому снижается нагрузка на петли и замки, а также достигается полная герметичность внутреннего объема. Даже через несколько лет эксплуатации броневика двери закрываются нормально. Есть и другие изобретения: оригинальной конструкции бойницы, вентиляционные и эвакуационные люки, бронированная боковая сдвижная дверь. Прижились новинки и в немецком «Евракоме». Пусть заграница учится!
ПРОЗРАЧНЫЙ ЩИТ
Ветровое стекло – ответственная и очень дорогая часть защиты. Так, изделие итальянской фирмы Isoc-lima, оснащенное электрообогревом, обходится минимум в 7000 евро. Бронестекло (правда, без обогрева), изготовленное на заводе «Магистраль» в Гусь-Хрустальном, в 2,5 раза дешевле и к тому же легче и тоньше итальянского. Для 3-го класса защиты у нас применяется пятислойное стекло толщиной 29–30 мм, квадратный метр которого весит 67 кг. Итальянское стекло – трехслойное, толщиной 34–35 мм, соответственно и весит на 15% больше. Правда, при меньшем количестве слоев оно прозрачнее, поэтому окончательный выбор – за заказчиком.
Устанавливать вместо цельного ветрового стекла два плоских запрещено – резко ухудшается обзор. Заметим, что некоторые производители «броневиков» обходят запрет: сертифицируют автомобиль с полноразмерным стеклом, а производят с двумя плоскими. Незаконно, рискованно, зато дешево! Другая опасная экономия – на рамке. В штатном проеме бронестекло надежно держаться не будет, а попавшая в край стекла пуля может натворить бед. Профильная бронированная рамка «Евракома» надежно фиксирует стекло в проеме, дополнительно усиливая кузов. Был случай, когда бронеавтомобиль врезался в КамАЗ и удар приняло на себя ветровое стекло – промялось, но сохранило жизнь водителю и охраннику.
КРЕПКИЙ ОРЕШЕК
Под бандитские пули «российские немцы» – тьфу-тьфу! – не попадали, но прочность защиты испытать пришлось не один раз – в ДТП. К счастью, броня выполняет роль каркаса безопасности и неплохо с ней справляется: даже после серии переворотов кузов удавалось восстановить, а люди отделывались легкими повреждениями. Правда, при важном условии – если были пристегнуты.
Благодаря заводской антикоррозионной обработке и грунтованию всех бронелистов ржавчина таким автомобилям не грозит. А вот ТО придется проходить в специализированных техцентрах: только там умеют правильно обслужить броню (подтянуть резьбовые соединения, проверить работу запоров и т. п.) и настроить подвеску.
На новые броневики «Евракома» распространяется оригинальная заводская гарантия, которая поддерживается всеми официальными дилерами «Мерседеса» и «Фольксвагена». А «Евраком-Авто» предоставляет годовую гарантию и на дополнительное оборудование (радиостанции, замки, спецсигналы, система пожаротушения).
Благодаря прочному кузову «российские немцы» с возрастом очень мало теряют в цене, в среднем 15–20% за три-четыре года. Спрос на трех–шестилетние «броники» на вторичном рынке хороший. В основном их покупают региональные и мелкие столичные банки. А вот что лучше – новый броневик за 50 тыс. евро с гарантией или подержанный в хорошем состоянии за 35–40 тысяч – решать клиенту. От бандитской пули сберегут оба.
ФОТО: КОНСТАНТИН ЯКУБОВ