Квартальный отчет
ИТОГИ ПРОДАЖ ИНОМАРОК ЗА I КВАРТАЛ
В первом квартале многие представительства зарубежных компаний смогли козырнуть многократным увеличением продаж. Лидер последних месяцев – «Тойота» по сравнению с I кварталом 2003 года увеличила реализацию почти в три раза, а продажи ее представительского брэнда «Лексус» и вовсе выросли в пять раз. Другой лидер российского рынка – «Хёндэ» сообщила, что увеличила сбыт больше чем в три раза. Как принято, компании сравнивали свои показатели с аналогичным периодом прошлого года.
Впрочем, некоторые аналитики находят изъян в подобных сравнениях. Мол, если сопоставлять результаты не с аналогичным периодом прошлого года, а с последним кварталом, когда сбыт был наиболее оживленным, картина получится иной. «Тойота» действительно смогла увеличить квартальные показатели, но не в три раза, а на 4%, «Дэу» практически застыл на месте (+0,7%), а «Форд» и вовсе продал на 20% меньше. С этих позиций общий рост продаж составит не 116%, а всего около 2%.
Но мы будем следовать классической методике: сравнивать цифры за аналогичные периоды времени. И тогда получается, что наибольшие успехи в I квартале продемонстрировали автомобилестроительные компании Японии и Кореи, торговавшие за доллары, а также фирмы, наладившие сборочное производство в России. Так, «Форд» за первые три месяца этого года продал 4997 «фокусов», «Хёндэ» – 3126 «акцентов» таганрогской сборки, а КИА – 4288 «рио» и «спортиджей». К сожалению, точно неизвестно, сколько за три месяца удалось продать вседорожников «Шевроле Нива» из числа выпущенных 9,5 тыс. (в СП не назвали эту цифру). Тем не менее по итогам продаж за январь-февраль можно предположить, что в первом квартале было продано около 9 тыс. машин. Исходя из этого, сделаем прогноз: в течение всего года самые высокие темпы роста будут именно у «российских иномарок».
Прочие лидеры дня сегодняшнего, возможно, и сохранят высокие темпы продаж, но к концу года все же уступят первые строчки рейтингов «нашим» «фордам», «шевроле», КИА и «хёндэ». Впрочем, поживем – увидим.
Кстати, общий объем импорта в первом квартале возрос на 17%. И все благодаря официальным дилерам. Они, по данным ГТК, ввезли в январе-марте 72,5 тыс. иномарок – в 2,8 раза больше, чем за первые три месяца прошлого года. А физические лица, наоборот, в два с лишним раза снизили свои прошлогодние показатели, импортировав всего 21,2 тыс. машин. Теперь представьте: новых иномарок ввезено почти в 3,5 раза больше, чем подержанных! Вот он, итог повышения пошлин…
90% автомобилей прибыло к нам из Японии, Южной Кореи, Германии и Франции. Например, темпы импорта «японок» в нынешнем году уже возросли в 4 раза, при том, что частные лица в январе-марте ввезли их втрое меньше, чем год назад. В лидерах среди не только новой, но и подержанной «восточной братии» – «тойоты». ГТК отмечает, что гораздо активнее, чем раньше, везут «хонды», «мазды», «субару» и «ниссаны».
Российские автозаводы, как всегда, назвали лишь количество выпущенных машин, а сколько из них было продано – остается за скобками. В любом случае I квартал текущего года практически все предприятия российского автопрома завершили куда успешнее, чем первые три месяца прошлого года. Так, лидер отрасли АвтоВАЗ выпустил 173 866 автомобилей (на 27,1% больше, чем за первые три месяца прошлого года); план по производству перевыполнен на 4%. На ГАЗе за первые три месяца 2004-го увеличили производство на 35% – до 56 209 автомобилей и машинокомплектов. В Нижнем Новгороде собрали 51 200 автомобилей (16 352 легковых, 29 019 грузовых и 5829 микроавтобусов). Ульяновский автозавод сделал около 18 тысяч машин (почти половина из них легковые), а «ИЖ-Авто» выпустил 22 608 автомобилей (рост на 7,2%): 11 084 «жигулей» и 11 524 ИЖа.
Можно предположить, что большая часть этой армады уже нашла покупателей. В любом случае итоги первого квартала внушают надежду – автомобили продаются бойко (в том числе в кредит) – значит, растут доходы людей, которые к тому же опасаются кризисов и прочих потрясений.