Валютные колебания: только вверх
ЦЕНЫ
ЧЕТВЕРТЫЙ РУБЕЖ ВАЗА
В середине апреля АвтоВАЗ в очередной раз поднял отпускные цены для своих дилеров. На этот раз модели Волжского автозавода подорожали «незначительно» – в среднем на 0,65%. «Пятерки» и «семерки» подросли на 1200–1500 рублей, «десятое» семейство прибавило в цене от 1500 до 2000 рублей (в зависимости от модели, модификации и комплектации). Отпускная цена VAZ 2115 стала выше на 1000 рублей. Не изменились только цены на VAZ 21099, VAZ 2114 и «старые» вседорожники «Нива», спрос на которые по весне снизился.
Собственно, в этом году АвтоВАЗ изменил отпускные цены уже в четвертый раз. Естественно, в сторону повышения. Ранее вазовские малолитражки дорожали 1 января, 2 февраля и 6 марта. Похоже, родилась «добрая» традиция ежемесячно повышать цену. Только за первый квартал 2004 года розничные цены автомобилей «Лада» увеличились на 5,4%. При этом наибольший рост пришелся на модели «десятого» семейства – 6,5%. Чуть меньше, на 5,8% подорожали классические модели, а вот семейства «Самара» и «Самара-2» прибавили к своей цене всего 3,9%. Самый резкий прирост стоимости автомобилей ВАЗ пришелся на март, когда «лады» успели подорожать на 2,6% – это примерно половина роста стоимости от начала года.
Нелишне вспомнить, что в 2003 году предприятие пять раз корректировало отпускные цены – 31 марта, 1 мая, 10 июня, 15 июля и 28 октября: розничные цены на продукцию завода за 2003 год выросли в среднем более чем на 10%.
Остальные отечественные производители примеру товарищей из Тольятти пока не последовали (разве что ульяновский «Хантер» за квартал внезапно подорожал с 202 до 216 тыс. руб.). Но, как известно, дурной пример всегда заразителен, так что сообщений о росте цен из Нижнего, Ижевска и других городов ждать можно в любую минуту.
ЧЕМ «КРУЧЕ», ТЕМ ДОРОЖЕ
Приятно констатировать: стремительно редеют ряды автопродавцов, предлагающих иномарки за евро. Как мы уже писали, некоторое время назад от единой валюты уже отказались в российских представительствах «Ниссана», «Ауди», «Фольксвагена», «Шкоды», «Ленд-Ровера»… С апреля 2004-го на территории России перешла на новые цены – в долларах США – и компания «Вольво». Здесь справедливо посчитали, что «цены в долларах привычнее и удобнее для российских покупателей». Впрочем, такого же мнения придерживаются и в других представительствах ведущих концернов, однако многие из них твердо стоят за расчеты в евро, видимо, рассчитывая на высокую конкурентоспособность своих автомобилей. Во всяком случае, ни БМВ, ни «Мерседес» пока не собираются отказываться от евровалюты (хотя некоторые дилеры уже объявляют цены в долларах на отдельные модели). На таких же твердых позициях стоят и все французы. А вот «Форд» (он у нас позиционируется как европейский производитель) придумал по весне специальную льготную программу: при расчете за машины курс евро в рублях был максимально приближен к цене доллара. И правила приличия соблюли, и товар не залежится…
Весной в связи с небывалым спросом в России подорожали некоторые и без того недешевые модели. Так, пересмотрела цены компания «Вольво». Теперь за S60 c двигателем 2,4 л мощностью 170 л.с. дилеры просят 31 900 долл. Модный «Volvo S40» 2004 модельного года с двигателем 140 л.с. обойдется покупателю в 29 400 долл., а за вседорожник XC90 с 2,5-литровым мотором мощностью 210 л. с. и «механикой» придется отдать 61 400 долл.
С апреля в среднем на 6% подросли и цены на автомобили СААБ. В представительстве «Джи-Эм СНГ» объясняют это так: «Мы давно не корректировали цены на эти автомобили, несмотря на колебания курса доллара по отношению к евро».
«Лексус» также решил с 1 апреля 2004 года поднять рекомендуемые розничные цены. Вседорожник LX470 теперь стоит 91,9 тыс. долл. (рост 0,5%). Цена на RX330 второго поколения увеличилась на 0,3% и составила 56,4–65,9 тыс. долл. Флагман «Лексуса» – роскошный седан LS430 будет стоить на 0,5% больше (97,9 тыс. долл.). Выросли цены и на модели GS300, GS430 и SC430.
БОГАТЕЕМ, РОССИЯНЕ!
Это что же получается: цены растут, а автомобилей продается все больше и больше! Если в 2002 году жители России потратили на покупку машин 341 млрд. руб., то в 2003-м – больше 400 млрд. Рост составил около 20%! Главные причины – во-первых, выросли цены, а во-вторых, аналитики отмечают перемещение продаж в более дорогой ценовой диапазон. Так, в сегменте «автомобили ВАЗ» (включая «Шевроле-Ниву») средняя стоимость покупки выросла почти на 25% (с 4,4 тыс. долл. до 5,5 тыс.). Это произошло как за счет укрепления рубля по отношению к доллару, так и увеличения доли продаж более дорогих семейств – «десятого» и «Самары-2». Выросла и средняя стоимость новой иномарки – на 8,8% (с 19,4 до 21,1 тыс. долл.). Но больше всего подорожали иномарки подержанные (в среднем на 15–16%). Правда, тут виной не только рост курса евро, но и введение новых таможенных пошлин.
А вообще мы, автомобилисты, должны знать: по данным таможенных органов, в 2003 году 10% поступлений в казну от уплаты таможенных платежей составили сборы за ввоз иномарок – более 60 млрд. руб. На эти деньги можно, например, построить десять (!) автозаводов, как во Всеволожске, или запустить в серию четыре такие модели, как «Калина». Было бы желание.