Удачная встреча
ТОВАР ЛИЦОМ
Согласитесь, очень редкий автомобиль может похвастать, что в очередь на него записываются за полгода. А вот «Mazda 3» – может. Есть в этом вина скромных квот, выделяемых России. Но это не умаляет заслуг самого автомобиля. Он привлекает умеренной (хотя и не самой низкой) ценой, японской сборкой. Наконец, «Мазда» просто красива, а это скажешь отнюдь не о каждой современной машине.
Покупатель выбирает между седаном или хэтчбеком. Последний на 70 мм короче за счет меньшего заднего свеса, а потому и багажник у него почти на 90 литров меньше (300 л против 413), но чуть большие вес и цена.
Основных комплектаций четыре: «Базовая», «Туринг», «Туринг плюс» и «Спорт». Первая – для тех, кто старается сэкономить на всем. Здесь нет кондиционера, противотуманных фар и путевого компьютера. Отсутствуют электрические стеклоподъемники и подлокотник у задних пассажиров, регулировка поясничного подпора у водителя. Попроще отделка салона. Многое можно заказать отдельно. Но даже недорогой вариант подразумевает фронтальные и боковые подушки безопасности, ABS, электропривод и подогрев зеркал, магнитолу с четырьмя динамиками.
В версии «Туринг» появляется все то, чего мы не нашли в базовой, плюс климат-контроль, управление магнитолой на руле, 16-дюймовые колеса из алюминиевого сплава, кожаная обивка руля и рукоятки КП, кое-что еще.
Комплектация «Туринг плюс» включает также систему электронной стабилизации, а вариант «Спорт» уже имеет множество внешних и внутренних отличий: задние фонари, бамперы, колеса, панель приборов, ксеноновые фары и только 2-литровый мотор.
Разброс цен солидный – от $17 100 до 23 550. Автомобиль, попавший к нам на тест, стоил $19 350. Им оказался седан «Туринг» с мотором 1,6 л, оборудованный системой электронной стабилизации, кондиционером и электрическим люком. Другие интересные, на наш взгляд, варианты приведены в таблице.
СНАРУЖИ И ВНУТРИ
Внешний вид дизайнерам «Мазды», безусловно, удался. Кузов не имеет «опухолей» для увеличения внутреннего объема, аккуратные передние стойки не перекрывают обзор, а разумного размера фары не напоминают глаза испуганного хамелеона.
В салоне «Мазды» сквозь традиционную для японских машин добротность и здоровый консерватизм проглядывают нотки спортивности. Рулевое колесо небольшого диаметра делает от упора до упора всего 2,9 оборота. Шершавые (с пупырышками) обивки сидений помогают удержаться водителю и пассажирам в быстрых поворотах. Любопытны и приборные шкалы. Они занимают лишь часть окружности. Плотно расположенные цифры не очень хорошо читаются, но создают иллюзию незаурядных возможностей автомобиля.
Если владелец намерен придать облику своего авто еще более спортивный вид, ему предложат множество аксессуаров. Нетрудно увешать машину и снаружи – выбор причиндалов достаточно богат.
Для удобства водителя «Мазда» предлагает две регулировки руля и одну дополнительную у сиденья – поясничный подпор. Весьма любопытно, что левое и правое кресла имеют различный принцип изменения угла наклона спинки. Водителю удобно подобрать этот угол с большой точностью, поэтому на его сиденье стоит чувствительный «барашек». Пассажиру такой, напротив, неудобен – к регулировке угла наклона он чаще всего прибегает, если хочет принять горизонтальное положение. Так что на правом кресле конструкторы оставили подпружиненную спинку и рукоятку стопорения.
Автомобиль, оборудованный люком, доставит больше приятных ощущений летом, однако это удобство на несколько сантиметров опускает обивку крыши. Крупным людям такое соседство может доставить дискомфорт.
Еще один минус, хотя и мелкий, – постоянный контакт правой голени (или колена) водителя с центральной консолью. Частично решить вопрос помогает посадка с почти прямыми ногами. К счастью, большие диапазоны регулировок кресла и руля позволяют это сделать.
К достоинствам «Мазды-3» отнесем такую, на первый взгляд, мелочь, как наружные зеркала. Вот уж действительно редкий случай, когда у автомобиля компакт-класса они большие и почти плоские. Обеспечивают одновременно хорошую обзорность и чувство дистанции до едущих в соседних рядах.
КАК ЕДЕТ
Адаптированная под российские условия подвеска с увеличенным до 160 мм дорожным просветом ведет себя на удивление приятно, обеспечивая комфорт как на хорошей, так и на не слишком плохой дороге. Говоря о свойственных такой настройке недостатках в части управляемости, нужно прежде всего обратить внимание на манеру езды. Если у вас нет привычки резко дергать рулем по поводу и без, поведение машины вам должно понравиться. Точные и хорошо прогнозируемые реакции, обнадеживающая цепкость в поворотах и умеренные крены.
Но если провоцировать машину, резко работая рулем, – и крены появятся, и реакции притупятся, и точность пропадет. Тем, кто выезжает на дорогу, чтобы дразнить своим поведением окружающих, больше подойдет «спортивная» подвеска. Она, как нетрудно заметить, есть в списке опций.
Одна из главных прелестей «Мазды-3» – педальный узел, и здесь опять вынужден повторяться. Сегодня редкий автомобиль дает возможность нормально дозировать усилия на педалях – словно рассчитывают, что за руль сядет Дюймовочка или босоногий Маугли. К счастью, «Мазда» не такова. В ней среднестатистический человек в самой обычной обуви способен чувствовать и легко дозировать тормозное усилие, понимать, в какой момент произойдет включение сцепления, осознавать, насколько он переместил акселератор.
Чтобы не перехвалить подопечную, замечу, что не все понравилось в органах управления, точнее – в ощущении автомобиля. Руль с 2,9 оборотами от упора до упора ставят на все машины, а гидроусилитель с изменяемой чувствительностью – только на версию «Спорт» с 2-литровым мотором. В остальных комплектациях, чтобы острота не напрягала водителя, ее задемпфировали подбором параметров усилителя. Ощущение немного странное: машина готова легко выполнить маневр, а руль будто сопротивляется.
Великолепна механическая коробка передач. Чтобы поклонники «автоматов» не обиделись, подчеркну: она работает настолько четко, что от манипуляций рычагом получаешь удовольствие. Впрочем, это можно сказать и про автомобиль в целом.
ЦЕНЫ НА ЗАПЧАСТИ И ТО, ДОЛЛ. США
ТО 10 000 км или 6 мес.* 100
ТО 20 000 км или 12 мес.* 190
ТО 30 000 км или 18 мес.* 100
Колодки тормозные передние 110
Колодки тормозные задние 104
Ремень ГРМ + ролик + работа 85+58+144
Бампер передний 240
Бампер задний 200
Капот 240
Дверь передняя 230
Дверь задняя 227
Крыло переднее 84
Ветровое стекло 240
Блок-фара 240
Фонарь задний 130
*С расходными материалами.
ФОТО: ГЕОРГИЙ САДКОВ