«подставлялы»: кризис жанра
Казалось, немалые деньги можно делать просто из воздуха. Те, кто не был допущен к аферам с ГКО и приватизации, но работать не собирался, тоже искал свое место в мутной воде. Так появились в России «разбойники с большой дороги» со своим собственным способом изымания денег.
КОНЕЦ ЭПОХИ?
Нарождающийся средний класс к тому времени потихоньку пересаживался с «Жигулей» на подержанные и новые иномарки, появились в какой-то мере престижные отечественные «десятки». А раз деньги на машины есть, то изволь делиться! Схемы и способы «подстав» были разработаны самые разные (о них мы писали в ЗР), а цель одна – «раскрутить «зайца» (так на сленге именуется потенциальная жертва) на деньги. Иногда – на очень большие.
Абсолютное большинство автовладельцев было уверено, что с принятием закона об ОСАГО этот вид криминального бизнеса уйдет в прошлое. В самом деле, какой смысл подставляться, если виновник все равно предложит обратиться за возмещением ущерба в страховую компанию (кстати, это был один из доводов, когда принимался многострадальный закон). Впрочем, у нас любой, даже самый полезный документ начинает действовать далеко не сразу. Вот мы и решили на практике проверить, существуют ли еще пресловутые «подставлялы» или они уже вымерли, как мамонты периода дикого капитализма.
ОХОТА НА «ОХОТНИКОВ»
Московская кольцевая автодорога, позднее утро. Наша цель – обнаружить негодяев, так сказать, за работой. Стартуем на двух машинах. В качестве приманки – редакционный «Рено Символ», для вящей убедительности обклеенный знаками «У» и «чайниками» в треугольниках. За руль сажаем девушку. Хороша! (В смысле и девушка, и вся картина в целом.) «Подставлялы», если они еще есть, просто обязаны клюнуть на такую наживку! Но оставлять женщину один на один с профессионалами-мошенниками опасно, поэтому на заднем сиденье, скрючившись, притаился сотрудник ЗР. Основные же «рыбаки» крадутся метрах в пятистах позади на боевой «девятке».
По кольцевой честной народ уже торопится по своим делам, выползли на дорогу и «подснежники» – дачники-пенсионеры. Движение хоть и плотное, но без пробок. Сделав полный круг, понимаем: рановато для «рыбалки». Поток интенсивный, но никто нашим «Символом» не интересуется. Нет, мужиков за рулем забавляет хрупкая девушка, управляющая обклеенной знаками машинкой, но не более. Еще круг делаем в обед – результат тот же. Ничего, подождем, когда настанет время вечернего клева.
А погодка тем временем испортилась. Солнце ушло за тучи, пошел мелкий дождик. На часах восемь вечера. Движемся как истребители времен Великой Отечественной: впереди ведущий, а сзади его прикрывает ведомый. Наматываем третий круг по МКАД. Глаза напряженно всматриваются в поток попутных автомобилей. Из практики прошлых лет знаем: наш «клиент» – это, как правило, не слишком новая иномарка из дорогих, чаще всего без номеров. Несколько раз попадались подозрительно юркие «девятки», но это все не то: слишком мелкая дичь. И вдруг – вот она, удача! Клюнули! То, что мы увидели, больше всего походило на кадры из «Подводной одиссеи команды Кусто». «Audi 100» красного цвета, без номеров, с тонированными наглухо стеклами, выключенными «габаритами» неспешно двинулась в крайнем правом ряду. Может, юркие «девятки»-разведчики навели на цель? С грациозностью крупной акулы «Ауди» уверенно перестроилась поближе к нашему «Рено». По рации предупреждаем экипаж «Символа», что машину, кажется, заметили…
…Тут сделаем небольшое отступление и поговорим о тактике «подставлял». Обычно они выбирают водителя-одиночку на относительно дорогом автомобиле (это может быть как отечественная, так и импортная машина стоимостью 7–15 тыс. долл.). Автодревность не трогают (а что с пенсионера взять!), так же как и дорогие лимузины, – можно нарваться на неприятности (пару лет назад какие-то «крутые» ребята расстреляли в Подмосковье экипаж «подставлял» и спокойно уехали).
Самый распространенный способ, когда мошенники держатся за облюбованным автомобилем справа, в мертвой зоне. Как только «жертва» начнет перестраиваться вправо, его догоняют, легкий удар – и дело сделано. Теперь надо любой ценой заставить «зайца» припарковаться у обочины. Дальше – дело техники. Один запугивает, другой по-отечески взывает к совести (дескать, «смотри, ты виноват, крыло наше разодрал в пух и прах, надо бы возместить ущерб» и т. д.). Но это уже финальная песня; для начала надо убедиться, что выбранный объект не грозит непредвиденными осложнениями. Так было и в нашем случае.
…Красная «Ауди» отстает, снова обходит «Рено» справа, вырывается вперед. Затем, оставаясь в том же крайнем правом ряду, пропускает наш «Символ» и садится на хвост прямо перед «девяткой». «Браткам» (или кто там за рулем) хорошо видно и буковки «У», и «чайник», и девушку за рулем. По рации просим спровоцировать наших преследователей. «Рено» показывает правый поворот, но пока едет прямо. Похоже, загонщики решаются на контрольную проверку и медленно обходят «французика», но уже слева, со стороны водительской двери. И тут все заканчивается на самом интересном месте. То ли «подставлялы» увидели нашего сотрудника на заднем сиденье (хотя он был неплохо замаскирован), то ли еще что-то их спугнуло – вдруг «Ауди» с ревом набрала обороты и ушла вперед. Мы еще около часа утюжили МКАД, но безуспешно. Возможно, разведка уже доложила загонщикам, что наш «Символ» – тоже своего рода «подстава», и они решили не рисковать.
БИЗНЕС НА «ЧАЙНИКАХ»
Значит, «подставлялы» все-таки существуют, пусть и не в прежних масштабах! Только какая им выгода сегодня, когда практически все автолюбители застрахованы? Шансы у них, однако, есть. Во-первых, полис ОСАГО далеко еще не у всех. Во-вторых, многие даже не представляют, как им пользоваться – депутаты всю прошлую осень объясняли электорату, что это лишь такой «дополнительный налог», не более. А если и знают, то, в-третьих, каждый официально зарегистрированный страховой случай – это неизбежное повышение страхового тарифа на следующий год. Да и гаишника, чтобы зафиксировать факт ДТП, неизвестно сколько ждать. Так что многие считают, что, если сумма невелика, проще разойтись по-хорошему. Тем более, что «подставы» на дорогах сродни труду карманников, доказать умысел крайне трудно. «Подставные» аварии организованы таким образом, что вина «зайца» очевидна. «Пострадавший» умышленно подставил свой автомобиль под аварию и сам спровоцировал ее? Ни одна экспертиза этого не установит! Нужны как минимум два свидетеля, но где их взять? А у мошенников свидетели уже готовы – сидят с ними в автомобиле.
А что по этому поводу думают наши правоохранительные органы? Помогают ли они автовладельцам? Увы, не очень. Наши поиски в течение недели (!) подразделения или хотя бы одного специалиста, занимающегося этой проблемой в недрах огромной структуры ГИБДД, результатов не дали. Видимо, не очень она их интересовала. В конце концов что-то прояснилось. Оказывается, несколько лет назад, когда «подставной» бизнес расцвел пышным цветом, в ГУВД Москвы создали специальный отдел. Нет, его сотрудники не бросились на дорогу в поисках мошенников, они занялись другим – разработкой методов доказательства преступлений. К сожалению, работу до конца довести не смогли: после принятия закона об обязательном страховании... отдел расформировали. Зачем тратить силы милиции – пусть страховые компании сами разбираются.
По словам пресс-секретаря МУРа Алексея Бахромеева, «примитивные «подставы» с разборками на дорогах скоро отомрут». Вернее, «крупняки» попытаются заняться грамотным отъемом денег у страховых компаний. А оставшиеся сегодня на дорогах «последние из могикан» – так это мелкие «щипачи», которых бояться не стоит. Ни до мордобоя, ни до открытого вымогательства дело доводить не будут: проще подставить еще десяток «чайников», слупив с каждого по сотне баксов, чем судиться хотя бы с одним.
А что думают по этому поводу страховщики? Наверняка теперь «подставлялы» повалили к ним за возмещением?
– Попытки «раскрутить» страховую компанию были и остаются, – уверен Геннадий Семененков из департамента комплексного страхования «Ингосстраха». – Вопрос в том, как это делается. Как и все последние несколько лет, первенство держат не «подставлялы» (они предпочитают разбираться на месте), а мошенники, «моделирующие» ДТП. Оформляют все документы и бегом в страховую компанию за деньгами. «Прибыль» – пополам. Но, поверьте, во всех компаниях сегодня работают специалисты, которые могут отличить последствия аварии настоящей от договорной. Хотя проблемы есть: до сих пор отсутствует единая база учета ДТП, к которой может иметь доступ каждый страховщик. Будет такая – окончательно уйдут и «подставлялы».
На всякий случай в «Ингосстрахе» нам дали несколько полезных советов. Итак, если вы уверены, что вас подставили, немедленно звоните в милицию, службу спасения, друзьям и знакомым. Запритесь в машине и не вступайте ни в какие переговоры с «подставлялами»! На все вопросы отвечайте, что машина застрахована. Чем больше вы проявите твердости и спокойствия, тем больше шансов, что лихие молодцы прекратят «разборки» и уедут. Возможно, попытаются угрожать, но огласка им ни к чему, поэтому, скорее всего, отправятся искать того, кто посговорчивей.
Глядишь, наступит светлое время, когда усилиями страховщиков «подставлялы» исчезнут как класс.
ВМЕСТО ЭПИЛОГА
Так получилось, что один из участников рейда после трех дней нашего безуспешного поиска вечером на своей «девятке» возвращался по МКАД домой. И вдруг заметил: на хвосте висит «Лада-112», без номеров, стекла наглухо затонированы. Вначале даже в голову не пришло, что это могут быть они, ведь мы их три дня безуспешно искали! Но на повороте с кольцевой в Ясенево – легкий удар справа. Поймали! «Двенадцатая» яростно загудела и припарковалась у обочины. Из нее выскочил вольнолюбивый сын Кавказа и словами и жестами показал, на сколько «попал» сотрудник ЗР. Действительно, левое крыло «двенадцатой» было сильно изуродовано, поворотника нет. «Спектакль начался», – понял автор, остановился, включил аварийку, выставил знак и быстренько осмотрел повреждения на своей машине. На заднем бампере «девятки» даже грязь не отскочила! Между тем водитель VAZ 2112, страшно ругаясь, звал на «разборку». Расстояние между машинами было метров 60. Тут автор (зря что ли столько дней репетировал эту сцену!) взял мобильный телефон, сделал вид, что набрал номер. Потом прижал аппарат плечом к уху, а сам достал из багажника фотоаппарат. И тут свершилось чудо! Серебристая «Лада» с пробуксовкой сорвалась с места и скрылась вдали. Даже сфотографироваться на память не захотела...
Но ведь тут рядом есть пост ДПС! Сразу с жалобой – туда: так и так, «подставлялы», надо всем постам приметы передать... «Вас где «подставили», на МКАД? – страж порядка многозначительно поправил ремень автомата. – А моя территория – Ясенево; вот если бы вас здесь, тогда другое дело...»
Далее диалог все больше напоминал эстрадную сценку:
– У вас же есть связь, давайте на другие посты информацию передадим!
– А номер машины запомнили?
– Не было на ней никаких номеров!
– Знаете, сколько таких машин в Москве?
– И что, у всех помято левое переднее крыло и стекла тонированные?
– Да что вы прицепились! – в конце концов не выдержал офицер. – Сколько раз выезжали по таким сигналам, но ничего доказать не смогли. И вообще, надо вначале там (жестом указав куда-то вверх – ред.) порядок навести, а потом с нас спрашивать.
Здорово получается! Значит, можно ничего не делать в ожидании, пока там, «наверху», что-то решат, определят и приказ по этому поводу напишут. Мы же люди маленькие и поставлены тут с автоматом проверять наличие аптечки. А борьба с «подставлялами» – дело самих потерпевших. Большое спасибо, что на помощь к ним пришли страховщики, и мошенники из этого «бизнеса» уходят, а те, кто еще остался, стали осторожнее и, как раньше, не наглеют. Только заслуги стражей порядка в том, что на дорогах стало чуть больше порядка, здесь нет. Увы...