Наша марка: первая кровь
Казалось бы, чем новее машина, тем она лучше. Тем полнее соответствуют ее параметры оговоренным в паспорте. Кто же спорит – купил себе новенькую «Тойоту» и катайся, пока не надоест. И никому не приходит в голову обкатывать, к примеру, стиральную машину, холодильник или пылесос. Другое дело – свежие русские автомобили. Здесь держи ухо востро. Начальный период их эксплуатации выявляет то, что было скрыто от глаз во время покупки. К первому техническому обслуживанию, проводимому, как правило, к 2000 км, становится ясно, повезло с покупкой или нет. Наши марки (см. ЗР, 2004, № 5) показали следующие результаты.
После пробега двух тысяч километров «Волга» все еще как новая. Единственное свежее замечание – пластиковые трубки, защищающие провода между дверями и стойками, угрожающе заломились и смялись. Новых дефектов нет, но и старые никуда не исчезли. Приятная неожиданность – средний расход топлива при умеренной динамике езды составляет 12,1 л/100 км.
Сама езда тоже несколько отличается от того, что знакомо по предшественнице GAZ 3110. Задний стабилизатор поперечного крена свою работу выполняет на совесть – валкость в резких поворотах ощутимо меньше. Машина хоть не стала образцом управляемости, но теперь – если и «баржа», то довольно быстроходная.
Возможно, свои черты в ездовой характер «сто пятой» вносят шины «Таганка» – далеко не лучшие на фоне мировых лидеров, но ведь по Сеньке и шапка – современные модели вчетверо дороже, а их возможности останутся неиспользованными – не позволит конструкция шасси, хоть и обновленная, но по сути весьма архаичная.
Видимо, с «десяткой» нам повезло – никаких хлопот она пока не доставила. Если не считать отопителя: алгоритм управления им до сих пор не нащупали. От «печки» пышет жаром в любом положении переключателя температуры, отличным от «нуля». Зато после установки на «ноль» греть она начинает только в красной зоне. Подобрать градус по сезону не так-то просто.
А ведь за машину уплачено $7200 – деньги немалые для изделия нашего автопрома. Да, «Лада» быстрее «Оды», пожалуй, комфортабельнее, но не в два же раза! За семь-то с лишним тысяч можно присмотреть шестилетнего «японца» или более молодого «корейца» с очень хорошей перспективой.
И какое мне дело до того, что новыми эти машины стоят вдвое дороже «Лады» (излюбленный аргумент вазовского руководства) – они и старые на голову выше. Впрочем, совсем скоро выставим нашу троицу на продажу во Владивостоке – тогда и посмотрим, какова их цена в сравнении с конкурентами.
Окончательно отклеились листы шумоизоляции с крыши и легли на обивку потолка. Обивка, естественно, под их тяжестью провисла и слегка касается голов водителя и переднего пассажира.
При троганье в трансмиссии отчетливо слышны щелчки, характерные для заклинившей крестовины карданного вала. Однажды отказала сигнализация. Справедливости ради заметим, что установщик (автосалон «Ростокино-Лада») после двухчасовых телефонных переговоров и переадресований по своим службам все исправил. Остались только перебои в работе электрозамков дверей – нет-нет да и заклинят.
Приятная новость – понемногу пропадает вой заднего моста. При такой скорости затихания, по нашим подсчетам, к семи-восьми тысячам он станет и вовсе неразличим. Не сглазить бы! Однако свято место не пустует – все громче завывает омская коробка передач, как бы она к этому же сроку не развалилась. Занятный получается баланс.
Остальные недочеты помельче – стучит один клапан в двигателе да разрегулирован карбюратор – без «подсоса» мотор глохнет, а иначе средний эксплуатационный расход топлива составляет 13,2 л/100 км.
Тем не менее машина показала себя вполне жизнеспособной. Легкая в управлении, достаточно динамичная, компактная снаружи и довольно просторная внутри. Если не требовать от нее отточенной управляемости «Порше», комфорта «Мерседеса» и имиджа «Бентли», а, сравнивая с другими, держать в уме цену $4000, то покупка окажется вполне удачной.
При соразмерных, скажем, с «десяткой» затратах на эксплуатацию, ресурсе, сходных потребительских качествах владелец «Оды» оставит в своем кармане $3000 бонуса. Иначе говоря, получит в подарок семь тонн бензина! Хватит почти на весь ресурс машины. Конечно, хорошо бы при этом, чтобы и дешевые машины делали с надлежащим качеством, но у нас так не принято. Скорее дорогую соберут кое-как.
ПОЛИГОН
Выявить возможности машин в повседневной эксплуатации практически невозможно – едет, не ломается и будто бы все в порядке. Другое дело – инструментальные измерения. Если едет, то как быстро, насколько эффективно тормозит и т. д. Пока нас интересуют лишь прикладные параметры – те, что так или иначе влияют на потребительские качества машины, те, за которые покупатель платит деньги.
Максимальный подъем, преодолеваемый автомобилем Izh 2126, должен быть не менее 36%. Для «Волги» и «десятки» этот параметр в паспорте не указан.
Ближайший к декларированному на Дмитровском полигоне НАМИ уклон – всего 30%, на нем-то и проверим возможности наших машин. Izh 2126 так и не смог тронуться в эту гору – мотор рычал, от сцепления характерно воняло, а ИЖ был невозмутим. Ждать, пока накладки сгорят дотла, смысла не было. Не сдал! VAZ 2110. Один раз 30-процентный подъем одолеет гарантированно. Немного подпалив ведомый диск, он-таки прополз десяток метров. Хватит ли пороху на несколько «экстримов», не выясняли – так и без сцепления недолго остаться.
GAZ 31105. 30% для «Волги» – пустяк. Машина довольно уверенно стартовала в гору, но другая незадача – ведомый диск при этом приклеился к маховику так, что некоторое время «Волга» ехала самовольно...
Динамические качества машин приведены в таблице. Как видим, желаемое и действительное довольно близки, но все же разница не в пользу покупателя. Или этот недовес потребительских качеств уже заложен в цену?