Горячий прием.

Горячий прием.

Однако стоит переборщить с прохладой, как заболит горло – со всеми вытекающими последствиями. Выходит, опять нужно искать компромисс?

Наиболее продвинутые автомобили оснащают не просто кондиционерами, а климатическими установками. Ведь для комфортного пребывания человека важно не просто остудить воздух, а еще правильно перемешать его, отрегулировать влажность, учесть еще кучу мелочей, над которыми мы не задумываемся. Впрочем...

В редакционный парк приходят все более современные автомобили, в том числе с кондиционерами. И пусть до настоящих «климатиков» они еще не дотягивают, проверить их очень хочется. В роли первопроходцев здесь выступили две редакционные новинки – «Мицубиси Лансер» и «Тойота Королла». А так как обещанное синоптиками жаркое лето было еще впереди, для испытаний мы решили использовать аэроклиматическую камеру АМО «ЗИЛ», знакомую читателям по нашим экспериментам с «заморозкой» автомобилей.

Возможности камеры позволяют не только выстуживать машину, но и разогревать ее до шестидесяти градусов, имитируя при этом движение на беговых барабанах. Конечно, экстремальная жара ни нам, ни автомобилям ни к чему, поэтому, когда зиловские инженеры предложили оценить производительность систем кондиционирования при «средних» 35°С, мы не возражали.

СОВЕТЫ ПРОИЗВОДИТЕЛЯ, ВЕРДИКТ ГОСУДАРСТВА

Любая инструкция по эксплуатации современной иномарки довольно обстоятельно рассказывает, как пользоваться системой отопления и вентиляции в целом и кондиционирования в частности. В нашем случае мнение производителей единодушно: для наиболее правильного и быстрого охлаждения салона надо направить воздух в центральные и боковые дефростеры передней панели, задав регулятором направление «все в лицо». Система рециркуляции при этом выключена, хотя, по мере охлаждения салона, ею рекомендуется воспользоваться, дабы активизировать процесс.

В принципе все логично – холодный воздух, поступающий в верхнюю часть салона, по законам физики перетекает вниз, выстуживая все на своем пути. Однако нужно знать меру. Ознакомившись с методикой эксперимента и проведя первые, прикидочные заезды, мы очень быстро сдались. Оказалось, усидеть почти час в автомобиле, когда в лицо дует ледяной (3–5°С) ветер со скоростью 6–7 м/с даже в зимней одежде сложно. В горле тут же появляются первые признаки воспаления, а из носа, простите, течет ручьем. Пришлось обратиться за консультацией к ГОСТ Р50993-96.

Надо сказать, требования стандарта размыты и довольно скупы (чувствуется, что российские автопроизводители еще не задумывались всерьез о кондиционерах). Единственная четкая рекомендация – скорость потоков в зоне головы водителя и пассажиров при работе системы не должна превышать 0,5 м/с, а температура – опускаться ниже чем на 8°С относительно наружной. Для сохранения здоровья и работоспособности подобные рекомендации показались предпочтительнее. На эти цифры мы и ориентировались, отдавая себе отчет, что точно следовать им могут лишь автоматизированные климатические установки, а не простые кондиционеры. Поэтому провели замеры, равномерно распределив потоки на ветровое стекло и в ноги. Так сказать – 50 на 50.

ПОЕХАЛИ

В камере жарковато, не спасает даже легкий бриз от пока едва работающего огромного вентилятора. Но вскоре он задует всерьез, имитируя встречный поток на скорости 50, а потом и 90 км/ч. Тогда не только понежиться в летней духоте – даже устоять около автомобиля будет довольно трудно.

Но вот все завертелось, задвигалось, зашумело. Голову обдало ледяным дуновением – началось. Что происходит с климатом в цифрах, мы узнаем потом, после обработки результатов. Пока же приходится доверять ощущениям да переносному измерителю температуры и скорости воздуха «Тесто 425».

Применительно к ветровому стеклу его показания бесстрастны: 7,6°С при 6,05 м/с. Пока не ясно, хорошо это или плохо, хотя грубые замеры в ногах и зоне головы позволяют отметить, что при максимальной производительности вентилятора «печки» водителю и переднему пассажиру довольно комфортно. Вверху температура около 19,5°С, а в нижней части 20,5– 21,0°С.

Через 20 минут движения (именно столько потребовалось для стабилизации климата в машине) переходим в режим рециркуляции. Логика подсказывает, что температура внутри должна понизиться. По нашим прикидкам, впереди холодает на 2–3°С, хотя на выходе из дефростера ветрового стекла температура воздуха практически не меняется.

Еще десять минут ледяной атаки – и наконец можно снизить скорость вентилятора до средней. Здесь уже никаких чудес не происходит: только что установившиеся показатели вновь начинают меняться – теперь в сторону увеличения. Прилив тепла в этом режиме особенно заметен в верхней части салона, где температура быстро повышается. В зоне ног ситуация несколько лучше, но все же очевидно, что выбранное распределение потоков при частичной производительности вентилятора не годится. Оно нарушает логику комфортного существования.

Следующий скоростной режим – 90 км/ч (а это полное повторение эксперимента с остановкой и прогревом салона автомобиля), по нашим наблюдениям, неожиданностей не приносит – все закономерности сохраняются. Теперь пересаживаемся в «Тойоту-Королла».

Увы, любители сенсаций будут разочарованы: все взаимосвязи в полной мере корректны и здесь. Конечно, есть небольшие отличия. Например, у «Тойоты» меньше скорость воздуха, подаваемого на ветровое стекло (4,0–4,3 м/с), немного выше его температура: 9,5–10,0°С. При этом в ноги дует сильнее, да и поток ощутимо прохладнее (19°С). Наконец, система кондиционирования «Короллы» совершенно не реагирует на включение рециркуляции: ни в одном из скоростных режимов не удалось зафиксировать разницу. Хорошо это или плохо, сказать трудно. С одной стороны, нет запаса, с другой – кондиционер прекрасно справляется со своей задачей, не вызывая нареканий. Так что нет смысла сгущать краски, когда конечный результат положителен.

ПЕРВЫЙ ЭКЗАМЕН СДАН

Что же, в предложенных нами условиях оба автомобиля успешно прошли испытания, продемонстрировав хорошую эффективность систем кондиционирования. Конечно, в эксперименте не было палящих солнечных лучей и забортных температур под пятьдесят градусов. Погода была выбрана «средняя» по меркам российского климата. Возможно, в реальной жизни наши подопечные столкнутся с более жесткими погодными условиями – тогда будет повод сравнить полученные результаты.

Авторы: СЕРГЕЙ ВОСКРЕСЕНСКИЙ, АНАТОЛИЙ КАРПЕНКОВ, СЕРГЕЙ КЛОЧКОВ. ФОТО: КОНСТАНТИН ЯКУБОВ

Подпишитесь на «За рулем» в