Пари на 7000 евро
В парижском отеле я испытал чувство гордости: российская группа журналистов была второй по численности и первой по «весу страны» на международной арене. Рядом ужинали колумбийцы, дальше словаки, потом иранцы, а это четыре румынских стола. Ничего удивительного: фирма «Рено» пригласила нас на презентацию автомобиля Х90, который начинают делать в Румынии и нацеливают на «новые рынки сбыта».
ТЕХНИЧЕСКИ НЕВЫПОЛНИМЫЙ
Зато на следующий день в техническом центре компании неподалеку от Парижа толпились журналисты со всего континента, от Кореи до Великобритании, от Норвегии до Португалии: всем хотелось посмотреть, удалось ли «Рено» воплотить амбициозный замысел. Напомню, проект Х90 подразумевал создание современного, полноценного автомобиля ценой 6000 долларов, включая налоги! Или 5000 евро, в более привычной французам валюте.
С ним можно решить глобальную задачу, которую в 1995-м поставил Луи Швейцер, президент-генеральный директор «Рено»: довести к 2010 году объем продаж группы до 4 миллионов автомобилей в год. Прорыв возможен только на новых рынках сбыта, и они есть: сейчас 80% произведенных в мире машин продают в регионах, где проживает всего 20% населения Земли. Вопрос в продукте, который был бы доступен развивающимся странам.
Которые, кстати сказать, отнюдь не лишены собственного автопрома: «Пайкан», «Хиндустан», «Дачия», «Лада» – эти имена хорошо знакомы г-ну Швейцеру. Поэтому техническое задание было сформулировано так: мы делаем современный, надежный, доступный автомобиль. Согласитесь, местные модели не способны удовлетворить совокупности всех трех условий.
Директор проекта Х90 Жан-Мари Гюртиже характеризует задание так: «Пари было увлекательным. Предстояло с чистого листа сконструировать автомобиль, продажи которого «Рено» впервые начинает за пределами Западной Европы. Во главу угла были поставлены экономические соображения».
Слово пари – вообще ключевое. Сколько раз мы дискутировали с коллегами: возможно ли сделать дешевый автомобиль хорошим? Примеры – увы, не самые удачные – под боком. Неужели «Рено» удастся то, чего мы безуспешно ждем от отечественных производителей?
Пари выиграно! Притихшей аудитории является он, проект Х90, получивший имя «Логан».
ЧЕГО В НЕМ ТОЛЬКО МОЖЕТ НЕ БЫТЬ!
Электрических стеклоподъемников и зеркал, ABS, кондиционера, усилителя руля, аудиосистемы, подушек безопасности, литых дисков, крашеных бамперов, противотуманных фар, регулируемого по высоте сиденья, тканевых вставок на дверях. Зато у «Логана» – двигатель Евро IV, узлы от современных и перспективных моделей альянса «Рено-Ниссан», и в сентябре 2004 года он под маркой «Дачия» стартует на румынском рынке с отметки пять тысяч евро!
Именно у машины в такой комплектации (есть, конечно, и подороже, со всем вышеперечисленным оборудованием, стоимостью до 8 тысяч) столпилось большинство журналистов. Ну, вот и моя очередь, сажусь за руль... Святая простота! Дверной ручки нет. На месте пассажирской подушки зияет ниша (на баранке, правда, надпись «air bag» присутствует). Нажимать нечего – вместо кнопок одни заглушки. Зеркала надо двигать рукой за корпус! Причем правое и левое одинаковы, что удобно и технологам, и потребителям.
Эх, прокатиться бы! Но тест-драйв не предусмотрен. Впрочем, уже сейчас можно отметить, что сидеть за рулем «Логана» совсем не тесно и вполне удобно. Не понравился обратный наклон центральной консоли – не видно, что крутишь, то ли ручку вентилятора, то ли «печки». Что касается подчеркнутой простоты – все прощаешь, стоит вспомнить ценник с пятеркой и тремя нулями.
От многого отказались создатели автомобиля, но в некоторых вопросах заняли бескомпромиссную позицию. Во-первых, нам нужна универсальная, читай – довольно большая машина. Пожалуйста: по размерам «Логан» совершенно полноценный автомобиль С-класса. Внутри он неожиданно большой, очень большой! Втроем на заднем сиденье можно ехать на любое расстояние. Не чета «Символу»!
Во-вторых, «Логан» приспособлен к тяжелым дорожным условиям. Гарантия от сквозной коррозии – шесть лет, клиренс 155 мм, способность работать на бензинах с октановым числом от 87 – все это дает отличные шансы на успех в развивающихся странах.
В-третьих, «Логан», как заверяет фирма, по-европейски безопасен. Обязательный тест автомобиль выдержал, подождем результатов удара по методике EuroNCAP. На пять звезд «Рено» не рассчитывает, но надеется получить результат выше среднего. Не забудем, наконец, и экологию: Евро IV – это здорово!
СКОРЕЕ В РОССИЮ!
Для каждой страны будут определены собственные исполнения «Логана», минимальные цены и даже... марка. В Европе собранный в Румынии «Логан» поступит в продажу как «Дачия». В России его начнет собирать в 2005-м «Автофрамос», и мы встретим машину со знакомым ромбом на облицовке радиатора. Ноблесс оближ – положение обязывает, минимальная цена «Рено Логан» составит около 7000 евро. И все равно обидно – ну откуда целых две тысячи лишних?
От таможни, объяснил глава «Автофрамоса» Жан-Мишель Жалинье, от более дорогой рабочей силы и от лучшей комплектации, естественно. Впрочем, хотите пари? Производство в Москве запустят примерно через год, на российский рынок автомобиль выйдет во второй половине 2005-го. Надеюсь, французы сдержат обещание и «Логан» будет стоить от 7000 евро и обладать надежностью иномарки. Цена VAZ 2110 к тому времени подрастет до такой же величины – 8,5 тысячи долларов, особенно если появится версия с усилителем руля и ABS. Так вот, спорим, что даже самый простой, голенький «Рено» рынок примет лучше богато оснащенной «десятки»? Свои сомнения уже высказал главный редактор... но этот абзац не вычеркнул.
А В ЭТО ВРЕМЯ В МОСКВЕ
Так выглядел завод «Автофрамос» в начале июня, когда во Франции с помпой представляли «Логан». Под блеклой вывеской видишь недостроенный моторный корпус АЗЛК, в окнах нет стекол, снаружи никаких признаков активности. Как-то не очень сочетается с громким именем «Рено», не правда ли?
«Согласен, – говорит Жан-Мишель Жалинье, генеральный директор СП «Автофрамос», – впрочем, в самое ближайшее время внешний вид завода изменится к лучшему». Уже сейчас за фасадом кипит работа – предприятие готовится стать полноценным автозаводом. Выделенные инвестиции, а это около 230 млн. евро, не «поехали» в Россию, большая часть суммы досталась французским предприятиям. Этому стоит только радоваться, ведь там изготавливают технологическую оснастку для «Автофрамоса». Месяц назад был почти готов цех окраски, на пути в Москву находилось сварочное оборудование. В октябре надо успеть собрать первую машину опытной партии, чтобы в 2005-м приступить к серийному выпуску!
А еще через год московское предприятие «Рено» надеется выйти на проектную мощность – 60 тысяч машин в год.
ФОТО АВТОРА И «РЕНО»