Железный марш
В этот раз агентство DARPA (Defense Advanced Research Projekts Agency – Агентство передовых оборонных исследовательских проектов) объявило на весь мир о проведении пробега «Грэнд Челлендж» на суперприз в размере одного миллиона долларов. Речь идет о попытке создания автономных транспортных средств, способных решать боевую задачу без участия человека. То есть – автомобилей-роботов.
Оценим оригинальность задумки. Во-первых, этот и, возможно, будущие аналогичные пробеги не разорят казну: получить заветный миллион очень непросто. Во-вторых, проект активизирует творчество университетской молодежи. А наблюдатели из Пентагона получают возможность применить удачные решения в своих весьма недешевых секретных разработках. Не случайно выбрано и место проведения пробега: пустыня Мохаве напоминает ландшафт Ирака и Афганистана. Да и дистанция 225 км тоже символична: ровно столько отделяет Багдад от Тикрита – родного города Саддама Хусейна. Согласитесь, в подобных войнах работы были бы весьма кстати.
Большинство участников (на старт допустили 15 машин из 106 заявленных) потратили на создание автороботов «всего» около 100 000 долларов, но некоторые – 5–6 миллионов. Конечно, не обошлось без солидных спонсоров, например IBM, «Нортроп Грумман». Их затраты окупаются не призом, а возможностью продемонстрировать свои достижения. А потом, глядишь, «нарисуется» выгодный оборонный контракт.
Точный маршрут с контрольными точками и ограничениями скорости участникам сообщили всего за два часа до старта. Каждый колесный робот был вынужден действовать самостоятельно: смотреть на дорогу, избегать слишком крутых уклонов, глубоких бродов и любых возможных препятствий. Скорость на некоторых участках достигала 80 км/ч – у ЭВМ на принятие решения считанные секунды, а объем обрабатываемой информации чрезвычайно велик. Тут и сигналы спутников, и картинки с видеокамер, радаров…
ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ «ГРЭНД ЧЕЛЛЕНДЖ»
Пробег начинается около Барстоу (штат Калифорния) и заканчивается близ Лас-Вегаса (штат Невада). Маршрут включает дороги и участки бездорожья с искусственными и естественными препятствиями. Транспортное средство или действия команды не должны оказывать недопустимого воздействия на окружающую среду, то есть не разрушать строения, не выделять опасные вещества.
Транспортные средства должны быть беспилотными (никакие животные на борту не допускаются) и полностью автономными. Не допускается связь (радио, визуальная, звуковая) с объектом на маршруте, кроме приема сигналов навигационной системы GPS.