Неореализм
НА ОБЩЕЙ ПЛАТФОРМЕ
Междугородный, а тем более туристический автобус должен обладать повышенной надежностью: ведь всего за двое суток движения он может оказаться в трех тысячах километров от начала маршрута, в другой стране, где слыхом не слыхивали о двигателях ЯМЗ и мостах из Чувашии. Чтобы разом исключить проблемы с эксплуатацией, экологией и сервисной поддержкой в Европе, заручиться доверием покупателей и пассажиров, НеоЛАЗы собирают на тех же агрегатах, что и «Мерседес-Травего» (Travego). Обещанный немцами ресурс для шасси ОС500RF – два миллиона километров.
Турбодизель ОМ457LA, вертикальную рядную «шестерку» с интеркулером разместили в заднем свесе – такая компоновка традиционна для «Мерседеса» и ЛАЗа. В зависимости от настройки турбокомпрессора и типа электронно-управляемых ТНВД, индивидуальных для каждого цилиндра, мотор имеет два уровня мощности: 354 и 420 л. с.
Большая мощность оправдана для туристического автобуса: максимальная скорость – 110 км/ч, и это при полной массе под 18 тонн и внушительной лобовой площади!
Коробки передач под каждый тип двигателя свои, но все они шестиступенчатые и управляются с расстояния в 11 метров тросами с пневмоусилителем. Модификаций ведущих мостов – две, каждая со своей гипоидной главной передачей. Чтобы не растрясти VIP-пассажиров, переднюю подвеску сделали независимой, пневматической, на двойных поперечных рычагах. Рычаги качаются на сайлент-блоках, со шкворневой стойкой соединяются вверху через роликовые подшипники, а внизу через шаровую опору.
Но возможен альянс с другими, не менее известными производителями автобусных шасси, в первую очередь с МАНом. Не секрет, что автобусы повышенной комфортности охотно покупают крупные российские компании, которые в угоду одномарочности своего парка автомобилей могут заказать нестандартное шасси.
Тормозная аппаратура, детали подвески, ГУР, шины, электрооборудование – все импортное и самого высокого качества от производителей с мировыми именами.
СТЕКЛЯННЫЙ ПОЯС
При изготовлении кузова применили технологии, отлаженные на новом поколении львовских автобусов – «Лайнер». Ферма сварена из фосфатированных прямоугольных труб, колесные арки, ступеньки и другие ответственные детали из нержавейки, багажные люки из алюминия, бока стальные с двусторонней оцинковкой. Укрывают это многообразие металлов импортными грунтом и краской, а где надо – антикорами.
Без огромных панорамных стекол современный туристический автобус не построить. Их изготовление братья-славяне пока не освоили, – ветровое пришлось везти из Финляндии, а боковые из Турции. Заводская дизайн-студия хорошо потрудилась, и если бы не лазовская эмблема на пластиковой облицовке, автобус вполне можно принять за иномарку. Панель приборов тоже их разработка, но руль, сиденье водителя, кнопки-клавиши и приборы – импортные.
Пассажиров не обделили комфортом: хорошая шумоизоляция, кондиционер, теплый салон с двумя жидкостными отопителями «Вебасто», удобные венгерские сиденья, два холодильника, кофеварка, биотуалет. Разогнать скуку в дальнем путешествии поможет аудиовидеосистема с двумя мониторами. Не придется экономить и на багаже – под полом салона можно разместить девять кубометров чемоданов, сумок и коробок, но если автобус оборудован «спальней» для второго водителя, то объем уменьшается до семи.
Перспективы производства этого автобуса – 50–60 штук в год и, похоже, без заказов завод не останется, а значит, будут деньги на новые проекты.
ФОТО: ОАО «АВТОЛАЗ»