Отцепили шум
Цепной привод кулачковых валов нынче редкость: его потеснил гибкий зубчатый ремень, который не растягивается и издает при работе значительно меньше шума. В остальном он уступает «стальному коллеге»: не те прочность, долговечность… Но почему шумит цепь? Этим вопросом задались специалисты голландской фирмы «Смарт-Чейн» и немецкой «АВЛ Лист».
Оказывается, грохот обязан своим происхождением неоптимальной кинематике привода: звенья цепи при переходе от прямолинейного движения к «обтеканию» звездочки резко меняют свое положение и вызывают рывки. Успокоитель их сглаживает, но не устраняет шум.
Инженеры Тео Корзе и Мартин Сопоч изрядно поломали голову, пока не решили геометрическую задачку: цепь должна набегать на звездочку не как обычно, а по вполне определенной траектории. Для этого достаточно сделать щеки звеньев со специальным контуром и установить перед звездочками направляющие. Самое замечательное, что такая цепь, по сути, не дороже обычной: автомату ведь все равно, что штамповать. Испытания показали снижение вибраций новой цепи и шума в 8,6 раза по сравнению с обычной. Зачем же тогда придумывали сложный армированный ремень? Впрочем, зря ничего не делается: техника развивается по спирали.