И нержавейка ржавеет
Что в автомобиле сгнивает быстрее всего? Владельцы отечественных машин ответят единодушно: глушитель. Высокая температура, конденсат внутри и соль снаружи быстро делают свое рыжее дело, и вот уже звук выхлопа становится вполне «раллийным».
На иномарках система выхлопа живет гораздо дольше. Как можно допустить дыры в трубах, если нейтрализатор вместе с одним, а то и парой датчиков кислорода активно участвует в управлении составом топливной смеси? Пойдет лишний воздух, и машина просто не поедет как надо! Поэтому на изготовление деталей выпускной системы идут специальные «нержавеющие» стали, притом особенные для разных участков. Кавычки в предыдущем предложении неслучайны: вечные в обычных условиях сплавы здесь все же смертны.
Как выбирают материалы для отдельных деталей? Вот, например, так называемые «штаны» – участок, где сходятся трубы от отдельных цилиндров. Тут главные враги – температура и вибрация, требуются пластичность и малый коэффициент расширения. В районе резонатора тряска не такая сильная, градусов поменьше, зато появляется конденсат, особенно вредный при коротких поездках. Наконец, основной глушитель подвержен воздействию образующихся внутри кислот – серной и соляной, которое еще усиливает сажа.
Поэтому фирма «Тиссен Крупп Нироста» предлагает целых 11 сортов «нержавейки», различающихся содержанием хрома, молибдена, никеля, марганца, кремния, титана и ниобия. Но как проверить тот или иной состав? Не ждать же годы, пока сделанная из него труба прогниет насквозь! На самом деле достаточно отштамповать 11 небольших чашечек, залить в них раствор ацетата натрия, уксусной и соляной кислот, поваренной соли, добавить немного активированного угля и поставить в термошкаф, где температура циклично изменяется от 28 до 85°С. Каждый цикл длится 10 часов, и уже через 48 таких периодов можно взвешивать чашечки. Те, что заметно похудели, и в реальной жизни сдадутся раньше.
Переписали «рецепт»? На самом деле испытаний проводят больше: есть здесь и циклы с форсированным и замедленным высушиванием, с переменной влажностью воздуха, которые имитируют разные условия работы выпускной системы.