Как задуть искру
Чем больше энергии потребляют различные устройства автомобиля, тем толще становится обычная проводка, иначе не избежать потерь энергии в проводах. Единственный выход подсказывает закон Ома – увеличить напряжение в сети. Тогда сила тока уменьшится, и сечение проводов можно оставить небольшим.
В недалеком будущем начнется постепенный переход на 42 В (14 В х 3). Но на этом пути разработчиков подстерегают неожиданные для дилетанта проблемы.
Например, мощная электрическая дуга, возникающая между разъемами («папой» и «мамой») в момент разрыва штекерного соединения. При утроенном напряжении она способна сделать разъем одноразовым! Менять же контактные лепестки совсем не просто: придется укоротить каждый из десятка проводов, опрессовать специальным инструментом наконечники…
Вольфганг Лангхофф из Фраунгофферовского института автоматизации производства в Штутгарте предложил… задувать возникающий дуговой разряд струей воздуха, причем делать это должен вовсе не электрик с автосервиса. Суть идеи: пластмассовая колодка со штекером делается герметичной. При разъединении в ней образуется разрежение, подобно тому, как над поршнем двигателя при впуске. Но это еще не весь «секрет фирмы». Главное – в маленьком канале, просверленном под углом в стенке внутренней колодки: в момент разрыва контактов в него устремляется воздух, задувающий дугу. Несложно? Но представьте, как возрастут требования к точности изготовления немудреного изделия!
Впрочем, мировой автопром этим не испугаешь. Наоборот, сложнее и дороже – значит, прибыльней. А пока совет: не размыкайте под нагрузкой!