Гамма по-мелитопольски
РЫНОК И СЕРВИС
ДВИГАТЕЛИ МеМЗ
ГАММА ПО-МЕЛИТОПОЛЬСКИ
ЛЕОНИД САПОЖНИКОВ
ХРОНИКА СЕМЕЙСТВА
Что вам видится при слове «Мелитополь»? Знаменитые дыни? Черешня? Правильный ответ – моторы! После долгого перерыва они снова в России.
Мелитопольский моторный ушел с российского рынка вместе с ЗАЗом десять лет назад, имея в активе единственный современный двигатель – 51-сильный 1,1-литровый МеМЗ-245. Был еще, правда, МеМЗ-246 с системой одноточечного впрыска, созданный совместно с французским отделением фирмы «Сименс» («Таврию» собирались экспортировать во Францию, и надо было втиснуться в требования по экологии). Но завод успел выпустить в начале 90-х лишь несколько десятков впрысковых моторов: развал родимого автопрома похоронил честолюбивые планы. Нынче трудно поверить, что опытные образцы двигателей мелитопольского семейства простаивали на стендах по полгода и больше из-за отсутствия нормального бензина (ЗР, 1994, № 6).
– Слава Богу (или Будде?), нас спасли корейцы, – честно признался в разговоре один из руководителей завода.
Первым детищем СП «АвтоЗАЗ-Дэу» стала в 1998 году «Славута». МеМЗ-245 был для нее слабоват. И мелитопольцы «выдали» МеМЗ-2457 – быстро и «малой кровью». Заменив в базовом моторе только поршни и коленчатый вал, увеличили рабочий объем до 1200 смз, а мощность – до 58 л. с. Более всего выиграла динамика: можно не знать, что максимальный крутящий момент вырос с 8,0 до 9,2 кгс.м, но разницу чувствуешь при первом же обгоне.
В 2000 году появился третий член семейства: 1,3-литровый 63-сильный МеМЗ-301. Он был создан для «Дэу Ланос», снаряженная масса которого превышает 1000 кг. Коленвал в нем от 2457, шатуны те же, что у «старших братьев», а диаметр поршней стал больше: 75 мм вместо 72. Это предел, так как промежутки между цилиндрами сократились до минимума (6 мм). Дальнейший прирост мощности означал бы выбор принципиально иного пути.
Выросли и требования по экологии: если Украина все еще довольствуется нормами Евро 0, то для экспорта в Россию нужны двигатели, отвечающие Евро II. И завод, тряхнув стариной, создал МеМЗ-307, оснастив 301-й системой впрыска топлива. В этом ему помогли специалисты фирмы «Инж. КА» из российского Димитровграда. Напомним, что «Ланос» с этим 70-сильным мотором получил название «Сенс» (ЗР, 2004, № 5). Впрысковый МеМЗ-3071 устанавливают на «Славуте» наряду с карбюраторным МеМЗ-2457.
СЛЕДИТЕ ЗА ИЗВЕСТИЯМИ
В ближайшее время Мелитопольский моторный не раз мелькнет в заголовках новостей. Причем в связке с самыми разными производителями.
Набережные Челны. «Ока» получит 1,1-литровый впрысковый МеМЗ-2471 мощностью 57 л. с. (ЗР, 2004, № 2). Пока речь идет о поставке 20 тысяч силовых агрегатов в год, однако, эта цифра, видимо, будет удвоена.
Запорожье. Оснастят этим двигателем и «Таврию Нова», но в паре с пятиступенчатой коробкой передач.
– По «ездовым качествам» – «максималке» и динамике – он не уступит
1,2-литровому МеМЗ-2457 с карбюратором,– говорит главный конструктор МеМЗа Сергей Нестеров.
Вот-вот ЗАЗ начнет устанавливать впрысковый МеМЗ-307 на «девятках» собственной мелкоузловой сборки. Покупатель сможет выбирать между «родным» вазовским мотором и мелитопольским. С ним автомобиль потеряет в динамике, но будет экономичнее.
Варшава. Завод «Дэу-ФСО», поставляющий ЗАЗу кузова «Ланоса» для крупноузловой сборки, хочет получать взамен МеМЗ-307 и выпускать «Сенс» в польском варианте. Но автомобиль должен соответствовать экологическим нормам Евро III, действующим в Польше. Эта задача решена (в частности, за счет фазированного впрыска и переноса катализатора из-под днища автомобиля в мотоотсек, к выхлопному коллектору). Уже готовы образцы для сертификации. Вот так, во чреве «Ланоса», мелитопольский силовой агрегат въедет на рынок ЕС.
Вполне вероятно еще одно событие – не столь скорое, но весьма многообещающее: производство в Мелитополе двигателя для «Астры». Как известно, ЗАЗ уже полгода выпускает эту «опелевскую" модель, сваривая и окрашивая кузов. Если вдобавок снабдить ее лицензионным двигателем made in Ukraine, автомобиль по таможенным и другим канонам будет считаться украинским.
А значит – для него откроется беспошлинная дорога в Россию…
КАРБЮРАТОРЫ УМИРАЮТ, НО НЕ СДАЮТСЯ
В 2005 году будет оснащен системой впрыска и 1,2-литровый МеМЗ-2457. Завод идет в ногу с веком, но… с потребителем ли? Самый покупаемый сегодня мотор – тот же 2457 с карбюратором (его доля в производственной программе завода 65%). Это понятно: при неплохой мощности он дешевле впрысковых и доступен для ремонта своими силами.
Главному конструктору ЗАЗа Сергею Филипенко не привыкать к вопросам: «Зачем недорогому автомобилю дорогой мотор? Чем вам плох карбюратор?». Порой даже звучат обвинения в «антинародном» курсе… Что тут ответишь? Да, в форсунку не влезешь с отверткой, но это и к лучшему: моторостроители «вынуждены» выпускать надежные двигатели, а не перекладывать проблемы на покупателей. И потом, если автомобиль вписывается в новые экологические нормы, он дольше останется на конвейере, а значит, производителю есть смысл тратиться на его модернизацию.
Реальная мощность Мелитопольского моторного – 110 тысяч силовых агрегатов. В этом году он выпустит 70 тысяч (в полтора раза больше, чем в прошлом). Пробег до первой разборки двигателя – 150–200 тыс. км. «Но при одном условии,– подчеркивают заводчане,– надо заливать в него качественное масло».
…Между прочим, на Украине созрела черешня. Раньше в это время с МеМЗа увольнялась чуть ли не половина людей – торговать на рынке было куда доходнее. Осенью возвращались. Ныне ситуация обратная: рады бы с рынка на завод, да конкурс!
Не знаю, страдает ли от этого черешня, но качество моторов определенно выигрывает.