Аккуратно, но сильно

АККУРАТНО, НО СИЛЬНО

РЫНОК И СЕРВИС

ЖЕСТЯНКА БЕЗ МАЛЯРКИ

АККУРАТНО, НО СИЛЬНО

АНАТОЛИЙ СУХОВ

Уберечь кузов от вмятин трудно. Даже если автомобиль никогда не был в ДТП, свой след на нем оставят и град, и упавшая ветка, и распахнувшаяся от ветра створка гаража. Ездить на такой машине – все равно, что носить мятый пиджак. Для ремонта же пустячной вмятины часто приходится разбирать полмашины, что не всегда избавляет от возни со шпатлевкой и краской – вмятину напротив усилителя изнутри не выправишь.

Жестянщикам хорошо знаком «инерционный молоток»: тонкий стержень приваривают к кузову в зоне вмятины и подвижным грузом наносят удары по ограничителю. Так удается вытянуть металл даже в недоступных изнутри местах. Но заводскую краску придется удалять, а это существенный минус. К тому же фирменные приспособления по карману лишь крупным сервисам, а успех работы с самодельными во многом зависит от квалификации сварщика. Тонкий металл кузова порой прожигают насквозь.

А вот правка на клею для многих пока в диковинку. Стержень для вытяжки клеят прямо на эмаль, и если краска заводская, одну и ту же «точку» можно тянуть много раз. Немаловажный плюс – цена. Так, «любительский» комплект американской фирмы Dent Out стоит $50–70 вместе с расходными материалами. Большие наборы PK-100, SH-100 той же компании дороже – $250–300. Итак, за работу! Сначала зарядим термопистолет палочкой клея и включим в розетку – пусть прогревается. Автомобилю с мороза прогрев тоже обязателен – при температуре кузова ниже +13°С клей не работает. Если ждать некогда, место ремонта можно подогреть феном. Приспособление для правки выбираем в зависимости от формы вмятины: для пологих берем стержень с большей площадкой, для маленьких ямок – с меньшей. Опытные жестянщики обычно начинают выправлять вмятину с самой глубокой «отметки». Глядишь, иной «хлопун» сам встанет на место.

Обезжириваем площадку стержня и вмятину на кузове. Выдавив из термопистолета каплю клея, быстро прикладываем стержень. Через пару минут, когда клей застынет, потянем стержень: за ручки или через мост с резиновыми опорами – как удобнее. Главное – прилагать усилие строго перпендикулярно поверхности, иначе стержень быстро оторвется от кузова. Кстати, так его и удаляют, когда работа закончена. Впрочем, часто он и сам отрывается по мере выправления вмятины (кривизна поверхности меняется). Чтобы удалить остатки клея, капаем каплю того же растворителя под оставшийся «кружочек» и поддеваем его пальцами. Иногда удобно наклеить сразу несколько стержней на разных участках вмятины и тянуть их поочередно. Контролируем поверхность в отраженном свете.

Исправление двух вмятин на крыше «шестерки» отняло у нас около получаса. При определенном навыке времени ушло бы куда меньше. Пологая вмятина, как мы и предполагали, исчезла полностью. От второго залома осталось лишь небольшое углубление – чтобы его заметить, нужно знать, где искать.

Итак, набор оказался совсем несложным в обращении. Главное – тщательно обезжирить поверхности и не обжечься горячим клеем (его температура – около 150°С). Напортачить сложно: металл, как и эмаль, не портится, а чтобы «перетянуть» вмятину, нужна богатырская сила. Впрочем, для таких случаев предусмотрена оправка, чтобы осадить металл. А вот инерционный молоток, входящий в некоторые комплекты, показался не очень нужным – клей не выдерживает резких ударов, отрывается.

Конечно, идеальной поверхности таким ремонтом добиться трудно, особенно если повреждение сложной формы. Тем не менее, относительно плавные вмятины от града, гравия, неосторожных нажатий удаляются почти без следа. Главный козырь – время: машину не надо разбирать и красить. И, разумеется, деньги, ведь себестоимость клеевой рихтовки – копеечная. В хозяйстве автомобилиста пригодится!

Подпишитесь на «За рулем» в