Борьба с «покойниками» по-научному

БОРЬБА С «ПОКОЙНИКАМИ» ПО-НАУЧНОМУ

СОВЕТ БЕЗОПАСНОСТИ

ЛИЧНЫЙ ОПЫТ

БОРЬБА С «ПОКОЙНИКАМИ» ПО-НАУЧНОМУ

МАКСИМ ПРИХОДЬКО. ФОТО: АЛЕКСАНДР БАТЫРУ

…Дом, в котором я живу, обычная панельная девятиэтажка в спальном районе. И двор ему под стать – маленький, зато зеленый. Когда-то во времена моего детства была даже детская площадка. Но когда уровень автомобилизации дома достиг своего пика, жильцы-автолюбители четко разграничили небольшую территорию на «сферы влияния». Нарушителей «конвенции» периодически стыдили и клеймили, а чужаков гнали метлой. И все бы хорошо, но изрядную часть и без того тесной парковки незаконно оккупировал чей-то «Москвич». Брошен он был давно и вряд ли смог бы покинуть двор без помощи буксира. И вот, после бурных, но непродолжительных дебатов жильцы решили – долой!

ДОБРОВОЛЬНО-ПРИНУДИТЕЛЬНО

Как выяснилось, у нас есть совершенно законные основания избавиться от «чужака». Оказывается, еще десять лет назад, в 1994 году мэр Москвы подписал распоряжение № 654-РМ «Об эвакуации брошенных и разукомплектованных транспортных средств». Этим годом как раз датирован первый резкий пик роста автопарка (заметим, не только Москвы, но и всех крупных городов страны). Раньше любую машину тянули до последнего, многократно переваривая кузов и перебирая «движок», чтобы передать аппарат на ходу внукам и правнукам. С того времени машина перестала быть дефицитом № 1. Как следствие, «загнанных скакунов» начали бросать прямо во дворах без зазрения совести – но, видимо, не без задней мысли: может, рыдван на запчасти пригодится… Тем более, что системы утилизации в стране не было, а чтобы снять «покойничка» с учета в ГАИ, требовалось немало сил и времени. Так пусть уж лучше гниет… под надзором! По данным столичных властей, в том самом 1994 году количество брошенных автомобилей перевалило за три тысячи, вот и появилось на свет распоряжение № 654-РМ.

…Но вернемся к «нашему» «Москвичу». Механизм эвакуации брошенного или разукомплектованного автомобиля оказался прост, как все гениальное. Первым делом написал заявление в ДЭЗ: мол, по такому-то адресу находится брошенный автомобиль, чей безобразный вид портит наш замечательный город. «Одновременно, – упирал я в тексте, – вышеозначенная машина представляет опасность в экологическом плане». Кроме шуток: масляная лужа под двигателем по площади приближалась к формату развернутой газеты. Поэтому прошу это творение столичного автопрома поскорее убрать с глаз долой. Челобитная пошла в ликвидационную комиссию, которая через два дня явилась к нам во двор. Три государственных мужа и одна государственная дама представляли наши ДЭЗ и районную управу, ОВД и окружную административно-техническую комиссию. Каждый из них совершил «круг почета» и лично убедился в том, что автомобиль «не жилец». Затем все поставили свои подписи в какой-то бумаге и наклеили на единственное целое стекло предписание владельцу: если он в десятидневный срок не приведет свой автомобиль в надлежащий вид, машину сдадут в утиль! По нашим сведениям, владелец «покойника» уже давно здесь не проживал, судьбой имущества не интересовался. Поэтому, когда через 10 дней во двор въехал эвакуатор, «вывоз тела» прошел тихо, быстро и без эксцессов. А к вечеру на этом месте уже стояла «шестерка» соседа по лестничной площадке. Масляную лужу от «Москвича» он аккуратно присыпал свежим песком…

ГОРОД ПРИНЯЛ

Говорят, нам очень повезло, что владелец так и не объявился. Бывает, хозяин автомобиля вдруг начинает бороться за свои права. В принципе, он имеет на это право: ведь это его собственность. В Департаменте транспорта и связи Москвы с содроганием вспоминают историю, когда некий пенсионер, чей «Запорожец» давно лишился колес, а стекла были заменены на фанеру, вдруг грудью встал на пути ликвидационной комиссии. «Да, согласен, машина не ездит, но я там храню грабли и лопаты. Мое личное дело, как я распоряжаюсь своим имуществом», – твердил ветеран. Увы, по закону он прав – лишить его законной собственности (даже в виде кучи ржавчины) практически невозможно. Остается только уповать на совесть и обещать всем миром построить взамен симпатичную будочку для хранения садового инвентаря…

Других причин для отказа от эвакуации таких автомобилей, кроме «комплекса Плюшкина» и неуважения к своим соседям, у граждан, как правило, нет. Ведь все расходы пока берут на себя столичные власти (возможно, в будущем их, по примеру Запада, заложат в стоимость новой машины). Городу эта процедура обходится в 1900 рублей за штуку. Но вывезти – это только полдела, машину надо еще утилизировать.

РЕИНКАРНАЦИЯ

Утилизация битых, старых и непригодных к эксплуатации автомобилей – дело дорогостоящее и сложное. Современный завод полного цикла переработки пока в стране только один – в Москве; принадлежит он ПК «Втормет». Из многочисленных боевиков народ четко уяснил, что нет лучше места для сведения счетов с конкурентами, чем подобное предприятие. Горы битых машин, по которым лихо скачут герои, бешеная пальба из всех видов оружия и, как правило, никакой полиции поблизости. Но это в кино, а в реальной столичной жизни завод имеет девять огороженных и охраняемых площадок. Сюда со всего города поступают автомобили, из которых уже слиты остатки бензина, масла и других жидкостей. Здесь с них снимают двигатели, аккумуляторы и все мало-мальски ценное – для последующей переработки. Специальным манипулятором «голый» кузов загружают в измельчитель. Рамы, мосты и другие крупные узлы разрезают гидравлические ножницы. Затем, то, что осталось, проходит по длинной технологической цепочке, включающей 30-тонный ротор и 16 специальных молотков. На этой стадии пластик, стекло и прочие тряпки-резинки отсеиваются от металла, а он промывается водой. На выходе бывший красавец автомобиль превращается в россыпь небольших стальных кусочков… Как рассказал исполнительный директор ПК «Втормет» Юрий Воронцов, один автомобильный кузов перерабатывается за три–пять минут, а за смену завод может «пропустить» через себя 400–500 тонн металлолома. Вторичный металл отправляется на металлургические заводы, где из него катают лист, из которого, в свою очередь, делают новые автомобили.

Если сдать автохлам так просто, поневоле возникает вопрос: почему же окрестные дворы по-прежнему забиты старьем? Причин тому несколько. Во-первых, это мало волнует нас самих. Валяется возле детской площадки ржавый остов машины – ничего страшного, зато ребятишкам в прятки играть интереснее… Во-вторых, никак не заинтересованы в этом сами ДЭЗы. Сдал хлам в металлолом – и что? Почета никакого, а если вдруг обнаружится владелец, неприятностей не оберешься (когда мы готовили материал, несколько контор на этом основании отказались сотрудничать с журналом). Беда – в пассивности самих жильцов, слабости местного самоуправления.

Да и других заводов, подобных «Втормету», в Москве нет. А что говорить об остальных городах России? И по-прежнему продолжают мирно догнивать миллионы (!) «покойных» автомобилей по дворам и обочинам дорог – от Калининграда до Владивостока…

Вот и получается, что проблема, так просто решенная в рамках одного двора, в масштабах страны остается нерешенной совсем. Хотя, как нам кажется, алгоритм мы задали…

В Москве за 2003 год было утилизировано 24 626 автомобилей. По оценке специалистов столичного АО «Мосавторециклинг», ежегодно в городе подлежит утилизации 100– 120 тыс. автомобилей (из стоящих на учете 2,4 млн.). Своевременные вывоз и утилизация транспорта позволят сэкономить около 130 млн. руб., предназначенных для улучшения экологической обстановки в городе.

КОММЕНТАРИЙ ЮРИСТА ЗР СЕРГЕЯ СМИРНОВА

По действующему законодательству сегодня можно без проблем самому сдать свой автомобиль в утиль – если, конечно, есть желание и совесть. Для этого надо снять его с учета (пусть даже машина не на ходу – достаточно вызвать инспектора ГАИ для составления акта) и обратиться с заявлением в жилконтору. Платить при этом ничего не надо (только за совершение регистрационных действий). Процедура принудительного вывоза описана выше. Пока остается нерешенной проблема с «отказниками» – собственниками пришедшего в негодность транспорта, которые грудью стоят на его защите. В Департаменте транспорта и связи Москвы разработан проект закона «О размещении автотранспортных средств на территории города Москвы». В нем устанавливается порядок стоянки на территориях, не подпадающих под действие Правил дорожного движения, а также ответственность собственников, бросающих хлам во дворах. По статье 210 Гражданского кодекса РФ хозяин несет бремя содержания принадлежащего ему имущества. Поэтому есть надежда, что с принятием нового закона (видимо, это произойдет в ближайшее время) вопрос будет решен: после нескольких предупреждений бывшее транспортное средство можно будет вывезти на утилизацию, а расходы взыскать с владельцев. Мало не покажется…

Подпишитесь на «За рулем» в