Стартовый капитал
АВТОКЛУБ
НАША МАРКА: МОСКВА – ВЛАДИВОСТОК
СТАРТОВЫЙ КАПИТАЛ
ВЛАДИМИР АРБУЗОВ
Когда выйдет в свет этот номер журнала, экспедиция ЗР будет в Забайкалье. Год назад мы уже прошли этим маршрутом, а вскоре сквозное движение по автодороге «Амур» было открыто официально. Но одно дело – перерезать ленточку и совсем другое – сделать, наконец, современную автомагистраль. Что же изменилось за прошедший год? Проходима ли эта дорога для обычных легковых автомобилей, независимо от времени года и погоды? Не придется ли снова форсировать вброд разлившиеся ручейки и речушки и стаскивать с дороги камни? Год назад это было обычным делом. Появились ли на трассе гостиницы, кафе, АЗС, а на них – нормальный бензин?
Как отразится подобное путешествие на стоимости трех «наших марок» и перспективной «Калины» в денежном эквиваленте? Чтобы узнать, сколько они потеряют в цене, почти новые «Волгу», «десятку» и «Оду» мы продадим вполне реальным людям и непременно расскажем, что повлияло на их выбор и предпочтение «наших марок» подержанным «японцам». Попробуем выяснить, каков ожидаемый спрос и приемлемая цена на «Калину».
Ответы на эти и многие другие вопросы – цель нашего проекта, а успех будет всецело зависеть от надежности машин на маршруте и технического состояния их на финише. Поэтому едва их одометры напомнили о первом ТО, мы поехали на автосервис.
GAZ 31105/">GAZ 31105
ЗАО «Даниан» – генеральный представитель Горьковского автозавода в Москве. При оформлении документов нам настоятельно рекомендуют дополнительную услугу – «протяжку». За 700 рублей мастера берутся проверить все ответственные соединения. Предположение, что «Волга» добросовестно собрана на заводе, считают легкомысленным и в расчет не принимают. Что ж, специалистам виднее…
Первым делом – мойка. Тщательная, без спешки и халтуры, будто «Волга», как минимум, директора «Даниана». Но не будем торопиться с выводами, а проследим ход событий до конца.
Два мастера работают споро и слаженно. Правы были спецы – «протяжка» оказалась весьма кстати. Потом сменили масло в двигателе, смазали все, что нужно, даже крышку-фланец первичного вала коробки передач, чтобы муфта выжимного подшипника скользила без заеданий – обычная причина тугого сцепления на «волгах». Обошли было вниманием пустые масленки у подшипников ступиц задних колес – их-де следует смазывать через 20 тысяч, а пока рано. Однако смазку в резервуары все же заложили – хуже не будет.
С первых километров «Волга» докучала вибрацией: грешили на дисбаланс колес – его на станции устранили. Но как избавиться от биения дисков и шин, выходящего за рамки приличий? Замену колес ТО не предусматривает – это дело «гарантийки», поэтому пока ограничились оптимизацией: кривые колеса установили на заднюю ось, поровнее – на переднюю. Отчасти помогло, но временами рулевая колонка начинала трястись – того и гляди ключ зажигания выскочит из замка.
Для регулировки углов установки колес опытному мастеру хватило линейки. Проверить давление в шинах и люфты в рулевом управлении он посчитал излишним. А зря – схождение, измеренное несколько раз подряд по закраинам ободьев, «гуляло» раз от раза на шесть миллиметров!
Не будем докучать хронологией обслуживания в «Даниане». Скажем лишь, что под надзором владельца ТО прошло в целом благополучно. Следующий этап – доведение «Волги» до товарной кондиции усилиями гарантийной службы. Основные претензии: при изменении нагрузки раскачивается коробка передач, щелкает кардан, трясется руль.
Мастер ОТК А. Лобов начинает обстоятельный рассказ об устройстве трансмиссии и особенностях работы шарнира Гука при непараллельности осей кардана. В доказательство полной исправности машины в воздухе вычерчиваются синусоиды, на пальцах – мгновенные скорости, моменты сил и прочие декременты затухания. Приятно, черт возьми, поговорить с грамотным специалистом, вспомнить подзабытую теоретическую механику, но… руль трясется, а кардан щелкает.
Уличив клиентов в невосприимчивости, мастер разговорного жанра лично проинспектировал злополучный кардан. Крестовину, как ожидалось, «закусывает». Пытаясь доказать, что это случайность, контролер хлестко бьет молотком по одному из подшипников. Странно – кардан упорно не хочет работать. Еще несколько ударов, и вот он, момент истины! – предписана замена вала в сборе. Результат – вибрация от кардана почти пропала, а от кривых колес – уже ослаблена их перестановкой.
Хотелось еще устранить тряску руля, но мастер, распознав в нас склочников и скандалистов, от дальнейшего сотрудничества отказался. Дефект же здесь заключался в том, что вилки кардана рулевой колонки разогнулись, дав крестовине четыре миллиметра свободы по осям. Сырой ли это металл или плохая сборка, пока неизвестно. Разобрав шарнир, мы сжали вилки в тисках, вновь собрали и установили на место. Пока он работает нормально, однако для полной уверенности нужно проехать хотя бы пару тысяч километров, а к этому времени мы надеемся перевалить за Урал.
Среди «наших марок» «десятка» – наиболее массовая, поэтому она активно участвует и в других проектах журнала. Об одном из них – материал «Косая сажень» в этом номере.
В приемном покое технического центра «Северянин» немноголюдно. После оформления заказа нам предлагают проехать на площадку-накопитель. Тут-то и выясняется, что нелюдимость эта обманчива – в очереди стоит десяток автомобилей. Повезло – уже через час (!) распорядитель запускает нашу машину на мойку и далее на ТО. Качество мойки заказывает клиент – для себя, то есть мыть как следует, или для ТО – сбить грязь. Цена услуги, естественно, разная.
Обслуживание идет в присутствии владельца. Его задача – обеспечить мастера маслом, фильтрами и прочим, что понадобится. Может привезти с собой или купить тут же в магазинчике – не дороже, чем в среднем по городу. Если вместо хорошего масла клиент, к примеру, пожелает залить в двигатель «веретенку», попросят прежде расписаться, что предупрежден о последствиях.
Перед работой на рулевое колесо и сиденья надевают полиэтиленовые чехлы – правило хорошего тона (на многих станциях ими пренебрегают, а зря. Затраты-то копеечные, зато польза – налицо). Не повредил бы имиджу и динамометрический ключ для контроля затяжки ответственных резьбовых соединений. Но не будем придираться: во-первых, сам ключ – еще не гарантия качества работы, а во-вторых, опытный мастер чувствует гайку и так.
Внушила доверие степенность, с которой обставлена регулировка зазоров в ГРМ. Сняв клапанную крышку, слесарь установил над ней «жигулевский» вентилятор «печки», накинул на клемму батареи провод и оставил машину на 40 минут – пусть остывает. Увеличенные зазоры трех клапанов были тут же приведены в норму.
На просьбу смазать петли и замки дверей откликнулся арматурщик с «паровозной» масленкой. На ВАЗе экономят – мастер это знает, поэтому льет, не жалея.
Будем считать, что первое ТО нашей «десятке» сделали добросовестно и до следующего она доедет без проблем.
Для проведения очередных ТО и гарантийного ремонта в Москве «Иж-Авто» рекомендует ООО «Рускон-сервис» – адрес этой артели приведен в сервисной книжке. Начинаем, как положено, с мойки: всего 50 рублей, но и качество соответствующее – ритуальное. Кузов едва окропили водой и приступили к таинству собственно обслуживания.
Меняя масло, мастер кряхтит – хорошая работа стоит денег, но узнав, что они уже в кассе, теряет к железному брюху всякий интерес. Размеренный ритм станции неожиданно прерывает милицейская облава. Работяг выстраивают в шеренгу, собирают паспорта, сличают фотографии и проводят блицдопрос. Вскоре, сомкнув поредевшие ряды, благонадежные, среди которых и наш мастер, разбредаются по рабочим местам.
Следующая операция – регулировка тепловых зазоров в ГРМ. Перво-наперво нужно остудить двигатель, поэтому над ним, как водится, закрепляют вентилятор от системы охлаждения. Спустя час и сорок минут самобытный кулер задергался, загрохотал, и подоспевший мастер обесточил агрегат, сочтя охлаждение достаточным. Регулировка зазоров заняла буквально мгновение – и сморщенный гармошкой щуп с гаечными ключами грохнулись прямо на чумазое крыло «Оды» – готово, хозяин! Проверили: клапаны перетянуты, цепь ГРМ прослаблена.
Следующий пост – диагностика. Засунув в глушитель шланг газоанализатора, мастер приступает к регулировке карбюратора. Мотор то завывает на максимальных оборотах, то глохнет. От такой тряски шланг из глушителя вскоре вываливается, однако сервисмен уверенно выставляет оптимальные, по его мнению, 1,5% СО и в довершение светит на шкив стробоскопом – порядочек!
Естественно, работу пришлось переделывать самим. Повышенный расход топлива объяснялся просто – карбюратор был едва затянут… Подтянули, вернули регулировки к исходным – машина поехала как надо.
Углы установки колес проверили столь же молниеносно. Закрепив кое-как зеркальца на передних колесах, мастер-угломер не спеша обошел автомобиль и подытожил – норма! Этой нормой был объявлен перекошенный на семь миллиметров задний мост и заваленные в одну сторону, что было видно даже на глаз, передние колеса.
Итого из 25 пунктов ТО в сервисной книжке выполнен один – замена масла. Остальные лишь сымитированы. Требовать добросовестного проведения всего комплекса бессмысленно. Знает ли «Иж-Авто», что за контингент трудится на его станции?
Ну да ладно, впереди гарантийный ремонт. Претензий к «Оде» гораздо больше, чем к «десятке» и «Волге», вместе взятым. Наиболее существенные: мало напряжение зарядки (всего 13,3 В), буксует сцепление, щелчки в шлицевом соединении карданного вала, отклеилась шумоизоляция потолка, перекошен задний мост.
За десять часов нашего пребывания на СТО не устранили ни одной! Зато генераторов заменили три. Меняли бы и дальше, но иссяк складской запас. А дефект-то заложен в саму схему – стоило чуть-чуть подумать. Вместо этого нам предложили… поменьше слушать радио – будто бы в нем причина недозарядки батареи. Не вдаваясь в подробности, скажем, что дополнительный диод, включенный в провод к регулятору напряжения, поднял напряжение до нормы.
На приведение машины в порядок своими силами нам понадобилось четыре часа. Дешевый автомобиль – убогий сервис?
«ЛАДА-КАЛИНА» ВАЗ-11183
Вместе с «нашими марками» – «Волгой», «десяткой» и «Одой» – в дорогу отправится и «Калина». Но не та, предпилотная, что была представлена в ЗР, 2004, № 3 и 4, а настоящий первый «пилот». Дело в том, что «пилотами» называют лишь те машины, в которых не менее половины узлов, агрегатов и комплектующих изготовлены по основной технологии – той, которая будет работать в серии.
Наша сделана уже в опытно-промышленном производстве (прототипы собирают в экспериментальном), с «нормальными» стеклами, фарами, фонарями, сиденьями и обивкой салона.
На «Калине» восьмиклапанный двигатель объемом 1600 смз (индекс 21114). Именно в такой модификации первые машины (ВАЗ-11183) сойдут с конвейера. Шестнадцатиклапанные, с 14-дюймовыми колесами и «десятыми» передними тормозами появятся позже.
Двигатель собран в механосборочном производстве, но еще не на конвейере и оснащен катколлектором (Евро III)* и пластмассовым впускным ресивером – он проще и дешевле. Коробка передач – 2110, с картером, доработанным для крепления задней опоры двигателя.
Вторые «пилоты» с кузовами, сваренными в сборочно-кузовном производстве завода, появятся в июле, а вскоре и третьи, собранные на 90% по основным технологиям. Они – установочная серия конвейера. Задачи «пилотов» – помочь освоить технологии нового автомобиля и его компонентов, отработать сборку на конвейере и проконтролировать сопряжение кузовных деталей на готовом кузове.
На них же пройдут завершающие фазы испытаний новых для заводского конвейера комплектующих – кондиционеров, САУКУ (управления климатом), подушек безопасности, ABS и прочего.
Кроме того, «пилоты-2» предназначены для проведения приемочных и сертификационных испытаний. Часть серии пойдет в продажу. А тем временем «первый пилот» «Калины» в составе экспедиции «Наша марка» отправится в разведку – как-то его примут?
ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ ФИНИШ
Итак, первый этап проекта завершен, машины к путешествию готовы. Пока лидирует, без сомнения, «ДЕСЯТКА». Неплохо собрана, требует минимального внимания в эксплуатации, обеспечена нормальным сервисом, да и езда на ней более приятна.
«ВОЛГА». Качество изготовления – посредственное, услуги автосервиса также не на высоте, но тенденция к улучшению этих параметров все же заметна.
«ОДА». Единственное утешение – машина стала лучше, чем собранная два-три года назад. Покупая ее, нужно трезво оценивать свои возможности – на фирменный автосервис рассчитывать не приходится.