Конкурс

КОНКУРС

АВТОКЛУБ

КОНКУРС

С ПОЧТЕНИЕМ К ДАМЕ

За первоклассное решение задачи о капризах «девятки» премию в 6000 рублей получает наш читатель Дмитрий МИНЕЕВ из Челябинска.

Некоторым проще разобрать и собрать мотор, чем вникнуть в «непостижимую» логику рычажков, тяг, заслонок и винтиков карбюратора. Результаты очередного тура нашего конкурса это только подтверждают. Хотите с ними ознакомиться?

Большинство читателей не обратили внимания на ключевую, как выяснилось, деталь в условии задачи – присутствие женщины! Нам напомнили о том, что игла поплавкового механизма «Солекса» способна заедать в закрытом состоянии, что случаются неполадки и с бензонасосом, и с «обраткой» (линией слива топлива из нагнетательной магистрали в бак), и с вентиляцией бака, и с фильтром топлива. Кто-то, исходя из того, что «на машине всегда есть что открутить», предлагал заменить свечи, провода, датчик Холла, коммутатор, реле зажигания, реле стартера (ого!), аккумулятор (…!!), только причем тут прекрасный пол! Но отдадим должное джентльменам – о женщине забыли не все. Некоторые даже приписали ей весьма своеобразную роль. Самая яркая сводилась к тому, что при посадке дамы на переднее сиденье автомобиль наклоняется настолько, что топливо… отливает от жиклеров карбюратора! Видно, автор забыл, что речь идет о «Солексе», а не «Озоне», хотя и в последнем такой «отлив», даже при спуске с крутой горы, жиклеров не оголяет. Это какой же должна быть пассажирка!..

Впрочем один читатель настаивает на том, что при посадке пышной дамы «прогибается» кузов и провод аккумулятора, натянувшись, утрачивает контакт с «массой».

«Женоненавистники» похитрее. Эти знают, что на дне бензобака порой скапливается вода. Отсюда несложный расчет: пока водитель едет один, вода может еще не доставать до топливозаборника, когда же рядом сядет подруга, насос начинает закачивать в карбюратор воду – и тут... начинается тонкая физика. По мнению, понятное дело, автора. Оказывается, пока карбюратор очень горячий, бензин в нем кипит и, бурля, смешивается с водой – «сбивается в эмульсию». Самое любопытное, что она, эмульсия, работе двигателя не мешает. Надолго ли хватит запаса бензина в поплавковой камере, если учесть, что вода его вытеснит, – это автора не занимает. Разве откажешься от красивой идеи, когда и роль женщины понятна: она нескоро покинет магазин, а к тому времени карбюратор остынет, эмульсии уже не будет, в жиклеры пойдет «чистая вода» – мотор не запустится.

Версия подкупает. Но есть червоточинка: почему через два часа та же самая вода не мешает пуску? Куда она денется? Или еще: если при посадке дамы она приливает к топливозаборнику, то почему этого не случается при остановке на крутом уклоне? Впрочем, не станем перечить тем, кто считает, что воду из бака нужно удалить, не дожидаясь приключений.

Авторы следующих писем были в шаге от разгадки! Пока женщина ходит от прилавка к прилавку, в раскаленном карбюраторе бензин кипит, интенсивно испаряется… Почему бы не предположить, что через 20–30 минут в поплавковой камере будет сухо и мотор не заведется. Вспомним, однако: в цилиндрах должна сгорать смесь паров бензина с воздухом! А куда же исчез бензин из поплавковой камеры? Впускной тракт – от воздушного фильтра до коллектора – заполнен парами бензина, отчего же мотор не хочет заводиться? И что изменится часа через три или назавтра, когда в поплавковой камере и взаправду может все высохнуть, а мотор между тем пустится легко? Выходит, исправный бензонасос работает быстро и даже подкачки вручную не требует.

А вот какой точки зрения придерживается Дмитрий Минеев, которую мы полностью разделяем.

«Критических» 20–30 минут стоянки горячего мотора обычно достаточно, чтобы образовались плотные пары бензина, заполняющие все пространство над карбюратором. Вентиляция через шторки фильтра ничтожная, воздуха здесь мало. Такую смесь можно назвать переобогащенной – ее никакой искрой не подожжешь. Чтобы продуть впускной тракт, приходится держать педаль газа нажатой (но не топтать ее!) и прокручивать коленвал стартером. Вот доля воздуха в смеси стала больше, но вспышек еще нет, потом появились первые, вялые… Из глушителя валит черный дым с запахом несгоревшего бензина. Продолжаем крутить. Воздуха еще больше – и мотор, наконец, по-настоящему заводится! Обороты резко нарастают – пора отпустить педаль газа. Смесь нормализовалась, черный дым пропал.

Иногда коленвал надо прокручивать секунд пять-шесть, а то и больше – теперь работают и диффузоры карбюратора, подсасывая бензин, уровень которого в поплавковой камере растет. Смесь нормализуется не сразу!

Не будем забывать, что речь идет о достаточно сложной системе, – вероятность столкнуться с таким эффектом может быть большей при высокой температуре воздуха, дефектах в системе охлаждения двигателя, засорении сливной магистрали («обратки»), завышенном уровне топлива в поплавковой камере карбюратора и пр. Ситуацию может усугубить и неразбериха на нашем топливном рынке, когда даже летом на АЗС попадает зимний бензин с повышенной испаряемостью.

Вот, собственно, и все. Нам остается только еще раз отметить победителя очередного тура конкурса Дмитрия МИНЕЕВА за точный и полный ответ на задачу!

ЗАДАЧА ДЕВЯТНАДЦАТАЯ

ИНЕРЦИЯ

За регулировку мотора – ручаюсь. Много лет все делаю сам. «Семерка» у меня уже пятая машина. Купил в 1998 году – не подводила ни разу, не считая последнего случая. Странно как-то стала заводиться: стартер вполне бодро прокручивает коленвал, а вспышек нет! Так может длиться долго, а потом вдруг мотор заработает. Причем схватывает в тот самый момент, когда я поворачиваю ключ, выключая стартер. Это и натолкнуло на верную мысль. Проверил одно, другое... да и отправился в магазин запчастей. Кстати, чтобы отмести возможные сомнения, сообщаю, что с «толкача» мотор заводился моментально.

Что скажете, знатоки?

Ответ с пометкой «Конкурс» отправьте до 20 августа 2004 г. по адресу: 107045, Москва, Селиверстов пер., 10 или по е-mail: [email protected]. Тел. (095) 207-79-84. Укажите полностью паспортные данные, контактный телефон, номера ИНН и страхового свидетельства Государственного пенсионного страхования.

Подпишитесь на «За рулем» в