Дюжина узких
ТЕХНИКА
ТЕСТ: ШИНЫ 155/65R13, 155/70R13
ДЮЖИНА УЗКИХ
СЕРГЕЙ ВОСКРЕСЕНСКИЙ, АНАТОЛИЙ КАРПЕНКОВ, ВЯЧЕСЛАВ ЛУКЬЯНОВ.
ФОТО: КОНСТАНТИН ЯКУБОВ
Сообщество «матизоводов» ширится год от года: только в редакции их четверо! Отчасти именно их заразительные дискуссии толкнули на эксперимент с шинами для этого проныры.
Думаем, не мы одни в самый разгар прошлой зимы столкнулись с серьезной проблемой: покрышек 155/65R13 в продаже просто не оказалось. Как красиво было задумано: новейшие модели – и чтобы обязательно без шипов, и все одинаковой размерности. А тут одно-два предложения с недетскими ценами и сочувственные улыбки продавцов. В конце концов ситуация разрешилась, хотя пришлось пойти на компромисс. К рекомендованным «матизовским» 155/65 добавился вариант 155/70R13, заимствованный у «Таврии». Надо сказать, проныра «Матиз» благосклонно принял нововведение. А потому, собирая новую партию шин к летнему сезону, мы сразу сориентировались на более распространенную размерность. В результате набралось целых 12 комплектов: пять зимних и семь – летних и всесезонных.
ЗИМА
Пусть вас не обманывает кроткая внешность «Матиза» – за ней прячется довольно жесткий диктатор, навязывающий на снегу свою манеру поведения. Естественно, не всякая, даже хорошая зимняя шина во благо такому хулигану: чем спокойнее ее характер, тем понятнее, как управлять машиной. Следуя традиции, мы расставили шины по ранжиру – от лучших к… не самым лучшим.
«НОКИАН». Нестареющая модель Q давно поделила потребителей на сторонников и противников. Это и не мудрено, ведь ее зимние свойства настолько же хороши, насколько невзрачно поведение на асфальте.
В нашем тесте шине удалось усмирить нрав «Матиза», сделав его удобным, понятным и «ласковым». Он перестал замечать колеи, шарахаться в сторону при попадании в рыхлый снег. Более того, в быстрых поворотах «Матиз» позволил по-взрослому управлять скольжениями, почти идеально вычерчивая заданную траекторию. Даже на голом льду, где, казалось бы, без шипов зацепиться не за что, «Нокиан» все-таки прилипали к невидимым глазу бугоркам и выступам. Результат: абсолютно четкое и прогнозируемое поведение. Единственная зимняя номинация, где финская покрышка вдруг дала слабину, – проходимость. Оказалось, «Матиз» быстро закапывается, требуя раскачки взад-вперед.
Еще один минус – поведение на асфальте. К ватным, нечетким откликам при рулении еще можно приспособиться. А вот эффективно оттормозить без тренировки вряд ли получится, особенно в дождь. Чуть тронул педаль – колеса заблокировались, отпустил – они знай себе «юзят». В общем, ювелирно приходится действовать.
«ТОЙО». Еще одна шина, усмиряющая резковатый характер «Матиза». На фоне «Нокиан» эти покрышки звезд с неба не хватают: больше скольжений в быстрых поворотах, рысканий на прямой, да и управлять машиной сложнее. Там, где финские шины прорезали снег, словно нож масло, теперь чувствуешь неуверенность в поведении машины, она больше склонна к сносу передней оси. Словом, «Тойо» явно тяготеют к укатанному снегу. Вот где «Дэу» сразу становится кротким и покладистым.
Порадовало поведение шин на мелких неровностях: их мягкое качение избавляет от рысканий на бугорках льда и снега. Словом, неплохой осредненно-удобный вариант, подкупающий комфортом и стабильностью продольных сцепных свойств.
На асфальте отклики автомобиля более цельные и управлять им удобнее. Наметилось небольшое преимущество и в торможении. Но выражается оно скорее не в метрах, а в удобстве управления замедлением. «Тойо» не столь резко блокируются, позволяя точнее дозировать усилие на педали.
«ДАНЛОП». Данной шине чужда интеллигентность, по крайней мере, применительно к нашему носителю. Жесткие, вибронагруженные, эти покрышки напрягают не только отменной певучестью, но и резкостью поведения автомобиля. Казалось бы, только что «Матиз» мягко катился по неровностям, слегка «плавал» на прямой и в поворотах. И вдруг превратился в агрессивное существо, так и норовящее выкинуть коленце в безобидной ситуации. Подобная бескомпромиссность заводит, тем более, что она подкреплена хорошими сцепными свойствами. Вот только вестибулярный аппарат быстро просит пощады из-за непрерывной болтанки. Даже на льду «Данлоп» пытается сохранить резкость, импульсивность откликов; приспособившись, можно довольно эффектно управлять машиной. Увы, стоит допустить ошибку – и контакт с сугробом неминуем. Зато выбирается из рыхлого снега «Матиз» легко и непринужденно.
На асфальте жесткость шины на пользу: управляется автомобиль весьма уверенно. Однако по части торможения опять подкачали – ранняя и резкая блокировка на мокрой дороге.
«ГУДЬИР». Классическая европейская зимняя шина поначалу кажется очень похожей на «Тойо». В меру комфортная, нешумная, она весьма лояльна к особенностям зимней дороги, не докучает резкостью или нервозностью поведения. Однако в снежно-ледяной стихии «Гудьиру» не хватает сцепных свойств, особенно поперечных. Наш носитель стал больше буксовать, скользить в поворотах, хуже корректироваться рулем. И хотя поведение машины в общем стабильно, потребовалось убавить скорость и пересмотреть приемы управления. Скольжение передней оси стало серьезным препятствием в быстрых поворотах. Что ж, не секрет – эта зимняя шина ориентирована скорее на европейскую слякоть.
И действительно, результаты измерений на мокром асфальте превзошли ожидания: они оказались вполне сравнимы с теми, что показали летние шины!
«ТАГАНКА». По влиянию на характер автомобиля очень похожа на «Данлоп». «Матиз» вновь стал резким, импульсивным, но, увы, неважно управляемым. Рыскания на прямой таковы, что приходится снижать скорость, если хочешь удержаться на дороге. Занос задней оси не редкость, и это на прямой! В быстром повороте водитель, как заведенный, крутит баранку туда-сюда, борясь то со сносом передней оси, то с заносом задней. И не всегда успешно…
«Таганка» здорово вгрызается в рыхлый снег. А вот если под колесами скользко, сцепные свойства шины резко падают, порождая кучу проблем. Так что стихия «Морозко» – проходимость. Здесь шина порадует своими возможностями.
Как ни странно, М-275 неплохо зарекомендовала себя и на асфальте. В «тормозах» она лишь немного уступила «Гудьиру».
ЛЕТО
На первый взгляд, выбрать летние шины куда проще. Ведь вряд ли кто-нибудь всерьез задумает улучшить ездовые свойства городского автомобильчика, для которого поездка на дачу – целое событие. Пожалуй, ради экономической выгоды владелец готов отвернуться от модных громких имен. Насколько это оправдано, мы и решили выяснить. Не забыты в этот раз и любители универсальных покрышек, мечтающие обуть любимца «раз и навсегда».
«КОНТИНЕНТАЛЬ». Свежая модель, модный асимметричный рисунок протектора – не устоишь перед соблазном попробовать.
Не прогадали! Это почувствовалось при первых же измерениях. Для начала «Конти» укатился дальше остальных при оценке выбега, а это весьма серьезная заявка на отменную топливную экономичность. Затем пошло-поехало: что ни номинация, то либо лучший, либо один из лучших результатов. Причем шина оказалась «правильной» не только в свете парадных цифр. На ней «Матиз» быстр, резок и в то же время очень собран. Даже по достижении своих пределов по сцеплению он очень чутко реагирует на доворот руля или изменение подачи топлива в повороте. Так что скольжениями удается еще и управлять.
«БРИДЖСТОУН». В отличие от «Конти», этой шине не хватает интеллигентности. Грубое шумное качение, очень бурная реакция на изменение качества покрытия. «Матиз» словно прибавил в весе, стал медленнее реагировать на движения рулем, в поворотах появилась боковая раскачка, а на «переставке» резкий занос задней оси. Словом, довольно сложная для оценки покрышка: с одной стороны, отличные сцепные свойства, с другой – леность, тяжеловесность по отношению к командам водителя. Сложилось впечатление, что при всех своих достоинствах «Бриджстоун» не очень подходит «малышу» по жесткостным и уводным характеристикам.
«ТАЙГЕР». По показанным результатам – типичный середнячок. Нельзя не отметить хорошие показатели на мокрых покрытиях. Они не эталонные, зато прогнозируемые, без сюрпризов. Но основные симпатии югославская покрышка завоевывает другим: ей удается наконец придать «Матизу» хороший уровень комфорта. Дороги вдруг становятся ровными, стыки незаметными, а гул на шероховатостях совершенно ненавязчивым: оказывается, именно этого не хватало нашему подопытному, чтобы стать удобным во всех отношениях. И не беда, что рулится «Тайгер» не столь идеально, как «Конти», тормозит не так эффективно, как «Бриджстоун». В итоге получается очень здорово.
«БАРУМ». В характере «чеха» есть какая-то удивительная легкость, позволяющая играючи и с удовольствием управлять «Матизом». В этом «Барум» легко соперничает с «Конти», на сухом асфальте оказываясь даже интереснее. В управляемости появляется некая изюминка, позволяющая машине слегка подруливать задней осью, провоцируя в повороте небольшое ввинчивание. Довольно «прямолинейный» в виражах «Матиз» вдруг становится живым и интересным. Увы, на мокрой дороге «Барум» теряет большинство преимуществ, становясь обычным середнячком, в меру жестким – в меру шумным.
«РОСАВА». На первый взгляд, осредненным удобством ездовых свойств похожа на «Тайгер». Надежные отклики, умеренная вибронагруженность, взвешенные реакции. Увы, схожесть тает прямо на глазах. С увеличением скорости «Матиз» сначала начинает рыскать в повороте, а на «переставке» огорошивает резким, глубоким заносом, побороть который довольно сложно. Подбираясь к своим пределам, автомобиль становится все менее предсказуемым, увеличиваются запаздывания на действия водителя.
На воде и того хуже. Если в продольном направлении BC-11 еще неплохо цепляется за дорогу, то в поперечном быстро сдается: очень ранние скольжения с трудом поддаются коррекции.
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ШИНЫ ЛЕТОМ
«ПИРЕЛЛИ». Поначалу на индекс М+S (грязь+снег) не обратили внимания, ну а потом… Оказалось, шина вполне способна конкурировать с «чисто» летними покрышками. По уровню внешнего шума эти «зимние» «Пирелли» и вовсе поставили рекорд, объяснить который трудно. Казалось бы, грубый протектор должен голосить по полной программе.
Конечно, всесезонность чувствуется сразу – прежде всего, в управляемости. Менее точным стал руль, ватными, кренистыми – отклики машины. До какого-то момента природная резкость «Матиза» еще компенсирует эти недостатки. Однако с ростом скорости скольжения передней оси все труднее преодолевать, что мешает нормальному управлению. И все же «Пирелли» борются, демонстрируя не лучшие, но весьма стабильные результаты. На сухом асфальте конкуренция дается им тяжело, а вот цифры, полученные на влажном, выглядят вполне пристойно.
И все-таки проигрыш «всесезонки» очевиден, хотя тех, кто не боится на «Матизе» выбираться на природу, данный вариант может привлечь.
«ТАГАНКА» (М-259). Красивое название «Круиз», надпись «All Season» на боковине выглядят многообещающе. На деле же шина не дружит ни с сухим, ни с мокрым асфальтом, своим поведением порождая в основном негативные впечатления.
Очень ранние скольжения, нечеткие, ватные реакции спровоцировали худший результат в большинстве номинаций – честно говоря, осталось загадкой, на какие же «всепогодные» условия сделана эта покрышка. Возможно, «мягкий» состав протектора больше рассчитан на зиму? Но это лишь предположение.
НАСТАВЛЕНИЕ «МАТИЗОВОДАМ»
Как выяснилось, «Дэу Матиз» – автомобиль довольно требовательный к выбору резины. Его резкий, темпераментный характер, ограниченные возможности подвесок требуют весьма щепетильного подхода к шинам. И не лихости ради, а для собственной безопасности. Особенно внимательно надо выбирать зимние покрышки, ибо в силу конструктивных особенностей «малыш» склонен к рысканиям на дороге и довольно резким срывам в скольжение. Нам показалось, что для этих условий ему больше по нраву мягкая, спокойная резина, лишенная спортивной агрессии.
С обувкой на лето ситуация попроще. Приспособиться можно ко всему, но лучше все же отдать предпочтение зарубежной марке.
Nokian Hakkapeliitta Q
Страна-производитель – Финляндия
Размерность/индекс скорости – 155/70R13/Q, рисунок протектора – направленный, глубина протектора – 9 мм
Цена – 3355 руб.
+ Отменные сцепные свойства и управляемость на зимних покрытиях. Низкое сопротивление качению, хороший акустический комфорт.
- Посредственная проходимость, плохие сцепные свойства на мокром асфальте.
Toyo Observe Garit 2
Страна-производитель – Япония
Размерность/индекс скорости – 155/65R13/Q, рисунок протектора – симметричный, глубина протектора – 8,5 мм
Цена – 2200 руб.
+ Хорошие продольные сцепные свойства на зимней дороге, высокий уровень комфорта.
- Чрезмерная требовательность к качеству зимних покрытий, посредственная проходимость, великоват тормозной путь на мокром асфальте.
Dunlop Graspic DS-1
Страна-производитель – Япония
Размерность/индекс скорости – 155/70R13/Q, рисунок протектора – симметричный, глубина протектора – 9 мм
Цена – 1571 руб.
+ Хорошие сцепные свойства на зимних покрытиях, отменная проходимость, стабильное поведение на асфальте.
- Высокие шумность и вибронагруженность, посредственные тормозные свойства на мокрой дороге.
Good Year Ultra Grip 6
Страна-производитель – Турция
Размерность/индекс скорости – 155/65R13/Q, рисунок протектора – направленный, глубина протектора – 7 мм
Цена – 2500 руб.
+ Хорошие сцепные свойства на сухом и мокром асфальте, неплохой уровень комфорта, стабильное поведение в зимних условиях.
- Невысокие сцепные свойства на льду и снегу, чрезмерная требовательность к качеству зимних покрытий.
Taganka Morozko (M-275)
Страна-производитель – Россия (МШЗ)
Размерность/индекс скорости – 155/70R13/Q, рисунок протектора – направленный, глубина протектора – 9 мм
Цена – 820 руб.
+ Отличная проходимость, хорошие сцепные свойства на асфальте.
- Нестабильные сцепные свойства и нервное поведение на скользких покрытиях, низкий уровень комфорта.
Continental Conti Eco Contact 3
Страна-производитель – Португалия
Размерность/индекс скорости – 155/70R13/T, рисунок протектора – асимметричный
Цена – 1300 руб.
+ Отличные сцепные свойства на сухом и мокром асфальте, отменная управляемость, низкое сопротивление качению.
- Жесткое качение по мелким неровностям.
Bridgestone B70
Страна-производитель – Япония
Размерность/индекс скорости – 155/70R13/T, рисунок протектора – симметричный
Цена – 1250 руб.
+ Отличные сцепные свойства на сухом и мокром асфальте.
- Посредственный комфорт, шумное качение, неинтересная управляемость.
Tigar TG-621
Страна-производитель – Югославия
Размерность/индекс скорости – 155/70R13/T, рисунок протектора – симметричный
Цена – 1000 руб.
+ Хороший комфорт, низкая вибронагруженность, сбалансированные ездовые свойства.
- Посредственные сцепные свойства на сухом асфальте.
Barum Brillantis
Страна-производитель – Чехия
Размерность/индекс скорости – 155/70R13/T, рисунок протектора – симметричный
Цена – 1000 руб.
+ Хорошая управляемость и стабильные сцепные свойства на сухих покрытиях.
- Посредственные сцепные свойства на мокрой дороге и комфорт.
Rosava (ВС-11)
Страна-производитель – Украина
Размерность/индекс скорости – 155/70R13/T, рисунок протектора – симметричный
Цена – 750 руб.
+ Хороший акустический комфорт, приемлемые сцепные свойства на сухом асфальте.
- Нестабильная управляемость, ранние скольжения на мокрой дороге.
Pirelli P2500 Euro M+S
Страна-производитель – Испания
Размерность/индекс скорости – 155/70R13/T, рисунок протектора – направленный
Цена – 1150 руб.
+ Приемлемый комфорт, неплохие сцепные свойства на мокрой дороге.
- Невысокие сцепные свойства на сухом асфальте, посредственная управляемость.
Taganca Cruise All Season
Страна-производитель – Россия
Размерность/индекс скорости – 155/70R13/T, рисунок протектора – симметричный
Цена – 650 руб.
+ Невысокое сопротивление качению.
- Крайне низкие сцепные свойства на сухом и мокром асфальте, посредственные управляемость и акустический комфорт.