Из жизни земноводных
ТЕХНИКА
ОБОЗРЕНИЕ: СОВРЕМЕННЫЕ АМФИБИИ
ИЗ ЖИЗНИ ЗЕМНОВОДНЫХ
АЛЕКСЕЙ ВОРОБЬЕВ-ОБУХОВ
ВЕКОВАЯ МЕЧТА
Едва автомобиль встал на колеса, нашлись желающие спихнуть его в воду. Первая амфибия «Маргелен» с двигателем внутреннего сгорания появилась в Дании в… 1899 году! И с тех пор не проходило года, чтобы мир не будоражило известие об очередном «земноводном». Впрочем, большинство амфибий точнее характеризует эпитет «гадкий утенок»: они не слишком изящны, медленно плавают и немногим лучше ездят.
Но в конце концов вековая мечта почти сбылась: сегодня можно приобрести плавающий автомобиль, не уступающий многим традиционным по дизайну и ходовым качествам и на голову превосходящий их по плавучести. Он не только не утонет, но и составит конкуренцию по скорости иным гидроциклам.
ЧТО НАМ СТОИТ ФЛОТ ПОСТРОИТЬ
Почему же так долго не удавалось создать амфибию, пригодную не только для военных, МЧС, рыбнадзора, браконьеров и прочих узких слоев населения, но и для любого водителя? Того, кто сохранил чуточку детства в душе: он готов, плюхнувшись на автомобиле в воду прямо с пляжа, помчаться с очаровательной спутницей к необитаемому островку на горизонте. Но сделать мечту явью мешало множество проблем, решить которые позволили только современные технологии.
Главная трудность вовсе не в обеспечении плавучести – любая легковушка не идет камнем ко дну. Не будь щелей и отверстий в салоне ниже ватерлинии, даже «Волга» или «Ока» спокойно колыхались бы на поверхности одноименных рек. Но ведь детали ходовой части (тормоза, колеса, их приводы, шарниры подвески и т. п.) обязаны выдерживать воздействие воды, в том числе соленой, сохраняя приемлемый ресурс. К тому же автомобиль должен не только съехать, но и выехать из воды, опираясь на слабый грунт лишь долей своего веса. Наконец, он обязан соответствовать не только всем стандартам для сухопутных транспортных средств (включая безопасность и экологичность), но и совсем иным требованиям к маломерному флоту. Вы видели автомобиль с красным и зеленым огнями по бокам (вернее – бортам!) и белым на… мачте? А еще нужны сирена, компас, спасательные жилеты и масса других, совершенно лишних на дороге вещей. Все это требует места, да и весит немало.
Орешек оказался твердым, и, пожалуй, первым, кому удалось не сломать о него зубы, был Ганс Триппель, сумевший в 1961 году запустить в серию свой «Амфикар» (первая амфибия была создана им в 1934 году). «Амфикары» выпускали семь лет, но некоторые из них до сих пор плавают и ездят по рекам и дорогам Европы под управлением фанатов этой марки.
С 70-х годов прошлого века в мире реализовали около 50 проектов амфибий на базе самых разных серийных автомобилей: «Фольксваген», «Джип», «Ситроен-DS» и даже «Ламборгини-Каунтач»… Но это были единичные образцы. Их создателям так и не удалось открыть настоящий «амфизавод».
КУПАТЬСЯ? В ОЧЕРЕДЬ!
«Хотите узнать, что такое одиночество – начните строить автомобили-амфибии», – сказал как-то Тим Даттон, разработчик и производитель «Даттона-Коммандер». Впрочем, под рекламным слоганом «Ноу бич аут оф рич» (нет недосягаемых пляжей) он продал уже более 50 амфибий и набил портфель заказов еще 120 предоплаченными машинами. В основе «Коммандера» – «Сузуки-Самурай» либо переднеприводный «Форд Фиеста».
Кузова амфибий имеют мало общего с автомобилями-донорами. Вместо стали – стеклопластик на трубчатом каркасе. Многие детали – из нержавейки. В целом же «Коммандер» – пример простейшего решения задачи. На воде он не становится катером, а остается плавающим автомобилем. Скорость – до 10 км/ч – большего из «плоскодонки» с торчащими колесами и мотором объемом 1,3 л выжать не удалось. Зато пятиместная амфибия стоит всего 50 000 долларов. Для такого «плавсредства» – немного. Можно и сэкономить, если вы обладатель «Сузуки-Самурая». За 22 000 долларов предлагают набор «Маринер» для самостоятельной переделки: она потребует около 150 часов работы.
НЕ ПОСКУПИМСЯ?
Если цена не главное – поплавать можно с ветерком. Дэйв Мэрч из Южной Калифорнии создал амфибию на базе спортивного «Шевроле Камаро». Кузов – также стеклопластиковый на каркасе из нержавеющей стали. Колеса поднимают специальные гидроцилиндры. Гидродинамическое сопротивление уменьшается, да и мотор не слабый: 2,5-литровый «Субару» с турбонаддувом. Табун в 300 «лошадок» разгоняет «Уотеркар» на шоссе до 200, а на воде – до 72 км/ч! Такая машина стоит от 150 000 долларов.
Но и это не рекордная цена. «Акваду» фирмы «Гиббс текнолоджиз» (ЗР, 2003, № 11) Алан Гиббс из Новой Зеландии и англичанин Нейл Дженкинс создавали долгих семь лет, запатентовав за это время не один десяток изобретений. Трехместный кузов – без дверей, колеса в воде убираются вверх, процесс превращения автомобиля в глиссер контролирует компьютер. Водителю (капитану?) достаточно нажать кнопку. Двигатель в 175 «лошадей» обеспечивает «Акваде» разгон на шоссе до 160 км/ч, в воде – до 48 км/ч. Запас хода составляет 550/90 км. Цена, правда, кусается – 220 000 евро. Зато «Аквада» готова к серийному производству и полностью сертифицирована – как в качестве автомобиля, так и катера.
В КРУПНЫХ ФОРМАХ
Дальше – больше. Если можно сделать легковую амфибию, почему не построить… автобус? «Терра Винд» – огромный, длиной 13,7 м кемпер! Момент его вхождения в воду очень впечатляет, как и убранство «теплохода». Высота кают-компании – 2,2 м. В кухне – холодильник объемом 640 л, микроволновка. Есть туалет, душ, аудиовидеотехника. Немудрено, что стоит «корабль» от 850 000 до 1 200 000 долларов. Кузов «амфобуса» опять же стеклопластиковый, полная масса – 18 600 кг, силовой агрегат – дизель «Катерпиллер-3126Е» мощностью 330 л. с. и автоматическая шестиступенчатая коробка передач «Эллисон-3000МН». Скорость на воде невелика, но это же не глиссер, а комфортабельный теплоход!
Скоро покупателям «Терра Винда» предложат… плавающий прицеп для легкового автомобиля. Доберетесь до живописного острова – покатаетесь. Единственное, но важное ограничение: съезжать и особенно выезжать из воды автобус способен лишь по пологому и достаточно твердому спуску. Впрочем, можно остаться на рейде, а к берегу добираться в надувной шлюпке – ее к теплоходу прилагают.
ЧТО У ВАС, РЕБЯТА, В ЧЕРТЕЖАХ?
Современные технологии делают невозможное возможным. Многие удивительные машины существуют уже не только в чертежах – в действующих опытных образцах. Основатель швейцарской фирмы «Ринспид» Франк Риндеркнехт, из года в год поражающий публику на Женевском автосалоне эффектными концептами, тоже решил заняться амфибиями. Сам он, правда, не инженер, а талантливый менеджер. Вложив миллион евро и воодушевив своей задумкой «вундеркиндов» Петера Кэги и Кристиана Боллингера, мэтр сумел спустить на воду «Сплэш» – амфибию на… подводных крыльях. Двигатель «Вебер» развивает, несмотря на всего 750-кубовый объем двух цилиндров, 140 л. с. и разгоняет «Сплэш» по шоссе до 200 км/ч. А в воде с машиной происходит удивительная метаморфоза: повинуясь нажатию кнопки, сзади все глубже опускается ходовой винт, антикрыло на корме поворачивается вниз и становится подводным. Еще пара крылышек откидывается с боков.
Скорость растет. 50… 80… Есть отрыв!!! Колеса уже в воздухе, машина несется над водной гладью, распугивая гидроциклистов. Пожалуй, им не догнать «Сплэш», ведь его скорость зашкаливает за 45 узлов (83 км/ч)! До серийного производства, однако, пока далеко. Каков ресурс «катера», разработчики не уточняют.
Новыми разработками занимается и «Гиббс текнолоджиз». Кроме «Аквады», планируют запустить в серию «Хамдингу», уже представленную на выставке в Бирмингеме. Пятиместный джип-амфибия располагает двигателем в 350 л. с., что позволяет разгоняться на шоссе до 100 км/ч за 9,2 с. «Мокрая максималка» составит 64 км/ч. Ее машина достигнет за 10 с – вполне солидно для катера массой 2 тонны и длиной 5,4 м.
Пожалуй, самое любопытное «земноводное» должно вот-вот появиться в США под названием «Гидрокар». Его создатель Рик Доббертин снабдил «амфибию будущего» двигателем мощностью 510 л. с. Стремительная, хотя и несколько угловатая махина длиной 6 и шириной 2,5 м имеет кузов, который можно было бы назвать тримараном. Центральная часть собрана на раме из нержавеющей стали, а по бокам – еще две «гондолы» на алюминиевых каркасах. В них – колеса на пневмоподвесках, позволяющих менять клиренс на шоссе от 150 до 250 мм; в воде колеса и вовсе подтягиваются вверх. Более того, для заплыва боковые секции опускаются относительно центральной части кузова и выполняют роль поплавков. Скорость «Гидрокара» должна составить 200/80 км/ч, а расчетная цена – около 175 000 долларов.
Кстати, немецкий журнал «Штерн» провел среди читателей опрос на тему: купили бы вы «Акваду» за 200 000? «Да» ответили 25%, 55% предпочли бы за такие деньги машину и катер, остальные к водным процедурам равнодушны.
В РОССИЙСКИХ ВОДАХ
Фирм, готовых производить амфибии, у нас пока нет. Зато есть изобретатели. Например, Игорь Рикман, главный конструктор «Гипроуглемаша», проехал на амфибии собственной конструкции «Ихтиандр-2» уже 200 000 км. Его первая машина, созданная в 1979 году, оставила за кормой 1000 морских и 400 000 земных верст. Конструкция традиционна для амфибий: каркас из труб и корпус из стеклопластика. Мотором поделилась «Нива», коробкой передач – ЛуАЗ. Поскольку колеса не убираются да и двигатель слабоват, скорость на воде всего 16 км/ч. Однако побольше, чем у британского «Коммандера»! На шоссе же ничто не мешает разгоняться до 130 км/ч. По оценкам конструктора, такая амфибия могла бы стоить около 30 000 долларов. По сравнению с импортными аналогами совсем не много. Желающие купаться за рулем, думаю, найдутся. Дело за производителями…