Золотой бензин
РЫНОК И СЕРВИС
СКОЛЬКО ЗАПЛАТИМ
ЗОЛОТОЙ БЕНЗИН
МАКСИМ ПРИХОДЬКО
«Модных тем» для разговоров в автомобильной среде в этом году стало больше. И это прежде всего рост цен на топливо. Сегодня, кажется, даже бабушки, сидящие у подъезда, в курсе, сколько стоит баррель нефти на Лондонской бирже; что уж говорить о тех, кто, можно сказать, изо дня в день заправляет свои автомобили! Собственно, в России беда с бензином летом случалась всегда, пора бы привыкнуть: или он исчезал, или дорожал, либо то и другое вместе. В этом году за какой-то месяц он подорожал на 1–1,5 рубля (а рост за пять месяцев составил более чем 15%). В июне в столице литр АИ-92 стоил в среднем 13,5 рубля, а цена «95-го» вплотную подобралась к 16 рублям.
Ответы на многочисленные «почему» в первую очередь стоит искать за пределами родного отечества. Нестабильная обстановка в странах – традиционных поставщиках нефти привела к тому, что цены за баррель на международном рынке с января по май этого года выросли на 25% – с 30 до 40 долл. А поскольку российская нефть, судя по спросу, не хуже венесуэльской, норвежской или любой другой, наше «черное золото» хлынуло на Запад в большом количестве. В результате внутреннему рынку от общемировых цен тоже «перепало». Котировки нефти, оставшейся на российском рынке, в мае-июне этого года уже составляли 4000 руб. за тонну (это, между прочим, в три раза выше, чем в прошлом году). Внес свою лепту в повышение цен и новый порядок взимания акциза на бензин – теперь его платят не НПЗ, а сами АЗС. В результате мелких операторов с рынка практически выжили, а крупные могут спокойно диктовать свои условия.
Есть и третья сторона топливного «беспредела». Россияне издревле долго терпели, а потом начинался народный бунт, бессмысленный и беспощадный. О соляном бунте 1648 года мы знаем только из учебников истории, а вот «табачный бунт» 1991 года, когда возмущенные курильщики перекрывали московские улицы, помнят даже те, кто сроду никогда не курил. Не стоит забывать и о том, что автомобильное топливо в нашей стране – продукт ценообразующий, то есть рост цен на бензин и дизтопливо автоматически поднимает их на все товары народного потребления. А это затрагивает уже не только «автомобилизированных» граждан.
В Российском топливном союзе, объединяющем 35 региональных топливных ассоциаций, это хорошо понимают. В свое время его специалисты даже подсчитали «предел прочности» для наших автолюбителей: до 15 руб. за литр «девяносто второго» они еще как-то выдержат (пусть и жутко при этом ругаясь), а вот дальше… Дальше реакцию предсказать трудно. Проанализировав ситуацию по стране в целом, РТС предложил правительству разработать принципы ценообразования на топливном рынке. Хотя понятно, что крупные нефтяные компании вряд ли склонны к компромиссу, пока экспорт нефти и нефтепродуктов приносит баснословные доходы.
Ныне, правда, ко всем гневным снизу «доколе» сверху оперативно присоединился глава правительства: он поручил профильным министерствам детально разобраться с тем, как остановить рост цен на топливо на внутреннем рынке. Скорее всего, это означает, что нефтяными компаниями вплотную займутся ребята из Федеральной антимонопольной службы. Так что, видимо, в этом году мы Европу по ценам на бензин еще не догоним.