Выхлоп с запахом картошки
РЫНОК И СЕРВИС
КОГДА БЕНЗИН ДОРОЖАЕТ
ВЫХЛОП С ЗАПАХОМ КАРТОШКИ
АЛЕКСЕЙ ГЛУХОВСКИЙ
В условиях не самой благоприятной экономической ситуации немцы вынуждены экономить на многом из того, что считают предметом первой необходимости. В их число попал теперь и бензин.
Повышение цен на горючее – одна из самых обсуждаемых сегодня тем Германии. А как же иначе, если это коснулось большинства немцев, которые уже давно не представляют себе жизнь без автомобиля.
В среднем литр бензина стоит сейчас 1,2 евро – самая высокая цена, когда-либо существовавшая здесь на горючее. Чем бы ни объяснялось подорожание – ростом цен на европейской бензиновой бирже в Роттердаме, общим повышением цен на нефть, возросшим спросом американцев на европейский бензин – легче от этого не становится. Тем более, что цены на бензин растут быстрее, чем цены на нефть: последняя с начала года подорожала больше чем на 17%, а цены на бензин подскочили на 43%. Самая распространенная в Германии марка бензина «супер» стоит уже 1,24 евро за литр!
ЗА БЕНЗИНОМ – В ЛЮКСЕМБУРГ
Еще совсем недавно для немца было обычным сгонять в булочную за углом на автомобиле. Сегодня с этим покончено. Что уж говорить о дальних путешествиях, приверженцами которых немцы слывут в Европе. Мало того, все больше заядлых автомобилистов пересаживаются в общественный транспорт и на велосипеды. По данным крупнейшей в стране страховой автомобильной компании DA Direkt, каждый четвертый опрошенный пользуется автомобилем все реже, а каждый пятый намерен чаще отдавать предпочтение общественному транспорту (к слову сказать, в Германии он тоже недешев). Особенно велико это желание у людей среднего и старшего возраста. Некоторые даже заявляют о намерении больше ходить пешком.
Вместе с тем, жители районов, расположенных близ Люксембурга, Швейцарии или французского Эльзаса, все еще могут не ограничивать свои автомобильные потребности. Правда, для этого приходится поступать непатриотично, отправляясь за бензином к соседям, где он до сих пор значительно дешевле. В Люксембурге можно заправиться, уплатив 85 центов за литр, в Швейцарии – за 90 центов, а на ближайших заправках в Эльзасе "95-й" бензин стоит 1 евро. В Германии действуют правила, запрещающие в целях безопасности каждому, кто въезжает на территорию страны, провозить в дополнительной канистре более 20 литров. Экономическая целесообразность в этом случае берет верх над немецкой законопослушностью – везут больше.
АВТО В СКЛАДЧИНУ
Растущие цены на содержание авто выдвигают на первый план новые требования при покупке машины. Главным для многих немцев становится теперь ее экономичность, возможность дешевого ремонта и низкие страховые ставки. Поэтому на дорогах все больше небольших «японок» и «кореянок». Они уступают в скорости на автобанах, зато не так прожорливы...
В наиболее выгодном положении могут оказаться водители автомобилей с дизельными двигателями. Как выяснилось, для них в качестве топлива вполне подходит растительное или салатное масло. Число автозаправок, предлагающих топливо из огородных культур, достигло в Германии тысячи. Отличие от обычной солярки заключается и в том, что за автомобилем стелется аромат жареной картошки. Но это еще не все: специалисты НИИ биотехнологий при Штутгартском университете разработали методику, с помощью которой отходы от изготовления сыра могут быть тоже переработаны в биологическое дизельное топливо…
Пока, правда, подобные виды горючего еще экзотика, чего не скажешь о нетрадиционных методах использования автомобиля, получающих все большее распространение. Один из них – совместное владение и пользование машиной (car-sharing). По данным исследований, автомобиль в среднем эксплуатируется 45 минут в день. В условиях, когда расходы на его содержание постоянно растут, люди все больше прислушиваются к информации об «автомобиле в складчину». Система тут проста: участники платят фиксированные месячные взносы и дополнительную плату за месячный пробег. Это дает им право время от времени пользоваться «общими» автомобилями из специальных центров. Они уже есть в 250 городах Германии. Что-то будет дальше.