Холл с видом на дроссель

ХОЛЛ С ВИДОМ НА ДРОССЕЛЬ

РЫНОК И СЕРВИС

МИНИ-ЭКСПЕРТИЗА

ХОЛЛ С ВИДОМ НА ДРОССЕЛЬ

МИХАИЛ КОЛОДОЧКИН

Про вазовские «датчики правой ноги» – они же датчики положения дроссельной заслонки (ДПДЗ) – мы рассказывали совсем недавно (ЗР, 2003, № 11). Поэтому наш интерес к аналогичным изделиям курского ОАО «Счетмаш» (фото 1) кажется на первый взгляд непонятным – ни внешний облик датчиков, ни прикладываемая к ним этикетка не несут в себе какой-либо необычной информации. Но…

Но мы точно знали: курские «дэ-пэ-дэ-зэ» – бесконтактные!

КОЛЬЦО СО СДВИГОМ

Напоминаем – «обычный» ДПДЗ представляет собой, грубо говоря, переменный резистор, установленный на дроссельном патрубке системы впрыска топлива. Ротор этого резистора отслеживает угловое положение дроссельной заслонки, преобразуя его в напряжение, используемое бортовым компьютером для управления двигателем. Понятно, что сам по себе резистор просто изменяет свое входное сопротивление – омы «превращаются» в вольты только при подаче на датчик напряжения питания 5 В. Недостатки подобных систем известны – они являются отражением способностей любых контактных изделий: вспомним хотя бы «классическое» зажигание. И вот – новый виток спирали: в ДПДЗ обосновались датчики Холла! Курск уже освоил серийное производство – аналогичные изделия вскоре должны появиться в Костроме и Москве.

Устроена новинка очень просто – достаточно взглянуть на фото 2–4. Вместо ротора переменного резистора теперь трудится кольцеобразный магнит, установленный с некоторым смещением относительно оси вращения подвижной части датчика. Понятно, что при вращении расстояние между магнитом и датчиком Холла постоянно изменяется, что и отражается на величине выходного электрического сигнала.

НЕ ДУМАЙ О СЕКУНДАХ СВЫСОКА

При проверке пяти новеньких датчиков в первую очередь интересовал один параметр – нелинейность выходной характеристики. Не менее интересна и долговечность изделия – если пластмасса, извините, протрется, то никакая электроника уже не поможет. В результате решили погонять датчики на стенде с частотой 60 циклов в минуту – и так 1 800 000 раз. Кроме того, в течение трех часов оценивали теплостойкость датчиков при температуре +130°С. Работоспособность изделий определяли на специальном измерительном устройстве, обеспечивающем точность установки угла 0,1 град с дискретностью 15 град.

Картина получилась любопытная. Три датчика, отправленных в термобарокамеру, спокойно перенесли температурные колебания и заработали следующую запись в протоколе: «Значения выходного напряжения практически не зависят от температуры окружающей среды». Еще два датчика выдержали «бег на месте» – следующая запись гласит, что «нелинейность соответствует требованиям…». Однако обнаружилось и маленькое «но».

Согласно техническому заданию ВАЗ, нелинейность для подобных датчиков не должна превышать ±2% от расчетной величины. Следовательно, разница между максимальным отклонением в «плюс» и в «минус» обязана уложиться в 4%. Однако симметричная картинка получилась не у всех – скажем, датчик № 4 имеет нулевое отклонение в «плюс», зато аж 3,4% – в «минус». Непорядок?

Вообще говоря – да, но цепляться не будем: на практике подобными отклонениями от нормы можно пренебречь. К тому же при желании ситуацию можно подправить, применив юстировку датчика. Если при установке «неправильного» датчика развернуть его корпус на пару градусов, то его параметры тут же оказываются в норме. А уж возникнет ли у кого-нибудь желание этим заниматься или нет – другое дело.

Итоговый вердикт экспертов следующий – датчики понравились! Наше мнение несколько иное: работать все это, конечно же, будет, но заниматься подгонками да регулировками как-то несолидно… Будем надеяться, что это – детская болезнь новинки. О ее надежности говорить преждевременно, да и неизвестно, пустит ли ее ВАЗ на свой конвейер. Однако если родной датчик на вашей машине вдруг «задурит», почему бы вам не оценить реальные способности «дэ-пэ-дэ-зэ» с Холлом самостоятельно?

Подпишитесь на «За рулем» в