Привязка к… жизни

ПРИВЯЗКА К… ЖИЗНИ

СОВЕТ БЕЗОПАСНОСТИ

ПРИСТЕГНИТЕ РЕМНИ!

ПРИВЯЗКА К… ЖИЗНИ

СЕРГЕЙ КАНУННИКОВ

Все-таки человечество умнеет медленно… Представьте, ремням безопасности – более 100 лет! Их пытались внедрить еще до рождения автомобиля, на конных экипажах. В 1903-м француз Густав Дези Лебе создал подобное устройство для особо быстрых самобеглых повозок. В комплект входил не только поясной ремень, нагрудные тоже. Но чтобы ремни стали серийными, потребовалось 60 с лишним лет. Сколько за это время водителей и пассажиров разбили грудные клетки и головы, вылетели через ветровые стекла? Сколько оборвалось жизней – подсчитать сложно, да и числа получатся жуткими.

ДЕРЖАТЬ И НЕ ПУСКАТЬ!

От поясных ремней конструкторы давно отказались: хоть просты и дешевы, но не удерживают верхнюю часть туловища, а она при серьезном фронтальном столкновении испытывает ускорение 30–40 g. Поясные ремни не только малоэффективны, но и опасны – могут нанести весьма серьезные, иногда смертельные повреждения.

Другая крайность – спортивные ремни, как правило, четырехточечные с двумя вертикальными и одной горизонтальной ветвями. Есть и шеститочечные с дополнительными лямками для поддержки бедер. Такие оптимальны для экстремальной гоночной езды, но слишком сложны для обычного применения.

В повседневной эксплуатации наиболее удачен компромиссный вариант – знакомые всем трехточечные ремни с поясной и диагональной лямками. Их делают из прочных синтетических материалов – лавсана, капрона, нейлона, сшивая специальными нитками по строго контролируемой технологии. При относительно небольшой ширине и толщине (по европейским нормам – не уже 48 мм и не тоньше 1,2 мм) лямки способны выдержать статическое усилие на разрыв до 2800 кг. Но главное их назначение – не допустить перемещения груди ездока более чем на 300 мм, а таза – на 200 мм.

Советы по регулировке ремней в былые времена занимали немало места в автомобильных изданиях. Облегчить пользование ремнями помогло знакомое всем устройство с инерционной катушкой и храповым механизмом (см. рис.).

В идеале для оптимального положения лямок на теле все точки крепления ремня должны быть на кресле и, соответственно, двигаться вместе с ним. Это, кстати, дает возможность делать ремень «зеркальным» – с замком у двери, что при аварии облегчает работу спасателей. Такие устройства уже встречаются. Владельцы же массовых моделей пока довольствуются регулируемой по высоте точкой крепления на стойке. Правда, на некоторых автомобилях ремень поднимается или опускается автоматически, едва начнешь подгонять сиденье.

Все чаще, даже на компактных машинах, появляются ремни с так называемыми преднатяжителями. Небольшой пиропатрон срабатывает от сигнала датчика аварийного замедления. Газовый заряд воздействует на поршень, связанный с тросом, а тот, выбирая слабину ремня, подтягивает его за мгновение до того, как водитель или пассажир стал двигаться вперед.

Ремни, замки и преднатяжители должны удовлетворять Правилам ЕЭК ООН (или аналогичным, принятым, например, в США или Австралии) и, прежде чем занять свои места в автомобиле, пройти строгие испытания.

РВАТЬ И ЛОМАТЬ

Ремни «мучают» более чем двадцатью тестами. Пытают водой, холодом, жарой, пылью, коррозией, искусственно старят, и только после этого приходит черед главных, динамических испытаний на специальном стенде.

Здесь имитируют экстренное замедление со скорости 50 км/ч. Старый, изрядно походивший ремень должен выдержать усилие 1500 кг и не позволить манекену сместиться вперед дальше, чем положено. Кстати, добротные ремни выдерживают на динамических испытаниях 2200–2400 кг. Замок после теста обязан открыться с усилием не более 6 кг, а вы, наверно, все еще думаете, что ремень помешает вам выбраться из машины после аварии?

КРЕПЧЕ, НО НЕЖНЕЕ

Сто лет – хороший срок, чтобы накопить опыт. Казалось бы, что еще можно усовершенствовать в конструкции ремней? Многое, если верить специалистам.

Шведская фирма «Отолив» испытывает преднатяжитель без троса. Поршень, движимый зарядом пиропатрона, толкает небольшие шарики, расположенные в изогнутой трубке. А они передают усилие на червячное колесо преднатяжителя. Разработчики убеждены: такая конструкция компактней и эффективней тросовой – шарики-то не вытягиваются.

Век подушек безопасности поставил перед создателями ремней новые задачи. Нагрузку на тела тех, кто находится в автомобиле и кого удерживают лямки, можно заметно снизить. В идеале – седока нужно удерживать достаточно сильно лишь в первое мгновение, потом же немного отпустить, чтобы он по возможности мягко нырнул в уже готовую подушку. Для этого в механизм встраивают специальный торсион, который обеспечивает переменное усилие преднатяжителя. Подчеркнем – все подушки эффективно работают только в паре с ремнями, иначе они, как минимум, бесполезны!

Есть и другие проблемы. Представьте, за рулем гигант килограммов под сто, а рядом – субтильная спутница. Первого надо держать сильнее, а то он может даже пробить подушку. Для его изящной подруги лучше уменьшить усилие. Это возможно, если пиропатронами управляет электроника, получающая информацию не только от датчиков ускорения, но и массы, встроенных в сиденья.

Сохраняя наши жизни и здоровье, разработчики ремней стараются не забывать о комфорте. Автоматически защелкивающиеся ремни не прижились – слишком сложны и дороги. Сейчас предлагают вмонтировать в замок две пружины. Первая, как и положено, отвечает за натяжение при экстренном торможении, вторая – быстро убирает ремень, когда ездоки отстегнулись. Переключением с одной пружины на другую ведает электромагнит. Такие устройства уже ставят в дорогих автомобилях, и, как водится, со временем они приживутся в машинах среднего класса.

Конструкторы систем безопасности, разумеется, заботятся и о задних пассажирах. Пока что среднему чаще всего предлагают лишь поясной ремень, но места для крепления обычного трехточечного уже подбирают. Сзади, вероятно, тоже появятся «думающие» преднатяжители. А поскольку встраивать подушки безопасности в спинки передних сидений довольно сложно и дорого, не исключено, что их совместят с ремнями…

В одном из зарубежных исследований приведено любопытное суждение специалистов в области пассивной безопасности: их разработки рассчитаны на «50-процентного «дурака» весом 75 кг». Иными словами, на усредненного по физическим и умственным данным обывателя, не готового пользоваться слишком сложными и неудобными устройствами. Что касается килограммов, их подсчитает современная электроника. А насчет «наполовину умных»… Помните, сколько лет назад изобрели ремни? Убедились в их необходимости? Давайте умнеть и пристегиваться!

Подпишитесь на «За рулем» в