Пригласите трубочиста

ПРИГЛАСИТЕ ТРУБОЧИСТА

АВТОКЛУБ

МАСТЕРСКАЯ: ВЕНТИЛЯЦИЯ КАРТЕРА

ПРИГЛАСИТЕ ТРУБОЧИСТА

АНАТОЛИЙ ВАЙСМАН

Людей «с бензином в крови», фанатичных любителей возиться с техникой, ныне мало. Для нормального же потребителя автомобиль, даже очень дорогой, – не повод забыть обо всех прочих радостях бытия. Зачем тратить силы на банальную замену колпачков, крестовин, сайлент-блоков, если специалисты все это выполнят и быстрей, и грамотней. Короче, хороший сервис – замечательная штука!

Но при всех плюсах есть в нем некая «уравниловка», даже ущербность! Добросовестные мастера не выйдут за рамки предписанного изготовителем, так что от серийного автомобиля не стоит ждать слишком многого.

…Эта «Нива», прибывшая к нам, – из таких. Хозяин аккуратный, но обслуживал машину «по состоянию»: иногда заменял масло и фильтры, но не более того. Так что к пробегу 90 тысяч машина поубавила прыти. Хуже того, на низких оборотах холостого хода мотор стал глохнуть. Кто-то посоветовал проверить вентиляцию картера. Отсоединил шланг – мотор сразу заработал охотней. Хозяин, недолго думая, вывел трубку вентиляции вниз, под машину – способ общеизвестный! Правда, в салоне появился «паровозный» запах, а в душе – тревога: понимал, что это ухищрение проблемы уже не решит. Резервную канистру масла приходилось все чаще пополнять, а двигатель теперь не только «потел» по всем стыкам – позади авто растекался шлейф сизого дыма. Но продолжал ездить, пока замасленные свечи не стали отказывать через каждые сто километров.

Делать нечего – пора в ремонт. В приличном сервисе неплохо отремонтировали машину, в пробной поездке ее было не узнать! Отличный пуск, прекрасная приемистость, тяговитость… Но недолго музыка играла: через две недели мотор снова стал глохнуть на холостом ходу и хуже пускаться.

Владелец обратился в тот же сервис. Рекламацию приняли, и когда хозяин вернулся, машина снова отлично работала. Мастера объяснили, что причиной отказа была грязь в карбюраторе (последним при ремонте, естественно, не занимались – заказа на это не было).

Заплатив за профилактику системы питания, наш герой вновь счастливо ездил… ровно две недели. Все повторилось! На этот раз он остался понаблюдать, как приводят в порядок карбюратор. Он хорошо запомнил то, что ему показали. Внутренние поверхности диффузоров почему-то были сильно закопченные, а воздушные жиклеры забиты нагаром. На этот раз карбюратор очистили бесплатно. Заодно проверили зажигание и токсичность отработавших газов. Все стало «о’кей», машина опять вела себя пристойно. Но… вы, конечно, догадались: через некоторое время ситуация повторилась! Тогда владельца и надоумили обратиться к нам (везет мне с подобными загадками!).

Разобрав карбюратор, мы полюбовались диффузорами, покрытыми слоем сажи, и грязными воздушными жиклерами. Ясно: нужно вычистить и промыть прибор «с пристрастием». Сделали. Двигатель заработал как новый. На всякий случай проверили диагностические параметры: полный порядок, «конкурентов», ремонтировавших мотор, упрекнуть не в чем.

Но как быть с трижды повторившейся загадкой? В чудеса я не верю – тут явно что-то «не стыковалось». Почему при отличной работе мотора загрязняется карбюратор?

Хозяин стоял рядом с работающей машиной и с надеждой смотрел на меня: что, мол, мастер скажет? А мастер, не находя ответа, злился: неужто простой мотор, давно изученный вдоль и поперек, заставит его расписаться в некомпетентности! И тут я шестым чувством ощутил какое-то несоответствие в его облике. Подводящий шланг радиатора – новенький… А шланг вентиляции картера – поседевший от старости! Меня словно током ударило: «Не в этом ли загвоздка?»

Мотор выключили. Шланг отсоединили, и я, обжигаясь, сунул в него палец. Так и есть: внутри – наслоения сажи, здоровенный кусок я тут же вытащил. Шланг оказался словно нафарширован! (Впоследствии мы его разрезали: показываем на фото.)

Что сказать в заключение? У системы вентиляции картера бывают хитрые болезни. Видно, шланг при ремонте двигателя не заменили, а он возле пламегасителя уже давно был забит грязью. Она-то создавала дополнительное сопротивление газам и повышала давление в картере. В зависимости от баланса давлений по разные стороны такого «затора» могут случаться различные неприятности. Например, в корпус воздушного фильтра выбрасывается мелко распыленное масло с копотью, попадает в воздушные жиклеры и диффузоры карбюратора. В результате сильно обогащается поступающая в цилиндры смесь, к тому же «сдобренная» частицами масла! А если давление в картере превысит атмосферное, масло выдавливается наружу не только через шланг вентиляции и отверстие под масляный щуп, но и через прокладки на стыках блока с крышками, через сальники и т. п. Напомню, хорошо собранный и правильно работающий мотор – сухой, без каких бы то ни было «отпотеваний».

Кое-кто не считает нужным обращать внимание на подобные «пустяки», но я мог бы привести примеры того, как после «генеральной чистки» вентиляции двигатель, до этого терявший 100–150 мл масла на сотню километров, почти переставал его расходовать. Вот вам и «отпотевание»!

В нашем случае поставили новенький шланг с пламегасителем – и беды как не бывало!

С этого дня владелец «Нивы» поддерживает с нами связь. Теперь он знает, что за состоянием системы вентиляции нужен глаз да глаз. Подобных отказов больше не было, но до чего пуглив наш человек! Недавно в преддверии дальней поездки прибыл с просьбой заменить карбюратор. Мы уговаривали не делать этого – прибор, мол, ни в чем не виноват. Но хозяин, твердо решив расстаться с немалыми деньгами, был непреклонен: «Замените – и дело с концом!» Желание заказчика, если только оно не подрывного характера, для нас, конечно, закон. Заменили… Не в обиду будет сказано: пуганая ворона куста боится!

Подпишитесь на «За рулем» в