Полезно и вкусно
Новую «Октавию» ждали давно. Ее предшественница позволила «Шкоде» занять достойное место в иерархии европейских марок, но было это в 1996 году.
Тогда «Октавия» стала первым автомобилем, построенным на платформе «Фольксвагена-Гольф IV», и появилась раньше его на целый год. Но вот в 2003-м состоялись премьеры и второго «Ауди А3», и пятого «Гольфа», а новую «Октавию», которая разделяет с «немцами» шасси и некоторые силовые агрегаты, пришлось ждать еще несколько месяцев.
СТАРАЯ И НОВАЯ
Опознать новую «Октавию» проще всего спереди, хотя и здесь, пожалуй, слишком много общего с предшественницей: характерная декоративная решетка радиатора, выступающая отштамповка по центру капота, линии бампера. Более смелой стала форма фар, получивших «хрустальную» оптику, удобнее проем задней двери, изменились капот и передние стойки.
Основным недостатком прежней модели, особенно если учесть имидж «семейной» машины, считают тесное заднее сиденье. Пассажир выше среднего роста упирался головой в потолок, а при немаленьком водителе – еще и коленками в его кресло. Увеличенная колесная база и новые сиденья с более тонкими спинками позволили осуществить прежде немыслимое: двое ростом 190 см могут, пусть и без лишней свободы, уместиться друг за другом.
Неожиданно порадовали бамперы – конструкторы «Шкоды», видимо, не без нажима покупателей, вернулись к отдельным нижним частям из черного пластика.
Вероятно, даже в благополучной Европе, где высота бордюров меньше противотанковых эскарпов, было немало недовольных, кому пришлось раскошеливаться на дорогой бампер после неосторожной парковки. Резинки по контуру бампера тоже настоящие, съемные. Похвальный пример – даже на дорогом «Ауди А3» их место занимают бутафорские пластмассовые выштамповки.
«Шкода Октавия» ныне представлена с пятью типами двигателей: тремя бензиновыми и двумя турбодизелями. Самый скромный 1,4-литровый бензиновый мотор знаком по многим моделям «Фольксвагена». А вот в 1,6-литровом объеме сразу два агрегата: известный еще по прежней «Октавии» 75 кВт/102 л. с. с двумя клапанами на цилиндр и новый FSI с непосредственным впрыском 85 кВт/115 л. с.
Маркетологи «Шкоды» утверждают: уже сегодня более 60% продаваемых машин оснащены дизелями, причем их доля постоянно растет. В связи с этим едва ли будет сюрпризом, что наиболее мощная «Октавия» – дизельная. Два двигателя с непосредственным впрыском оснащены турбонаддувом и насос-форсунками. Меньший, объемом 1,9 л, – с двумя клапанами на цилиндр; двухлитровый 140-сильный – с четырьмя. В общем, для дебюта набор достойный.
Автору удалось познакомиться лишь с дизелями и наиболее мощным бензиновым... хотя как знать, может, именно они будут наиболее популярными на наших дорогах?
«ЭЛЕГАНТНАЯ»
Июльская Чехия встретила нас вовсе не летней погодой. Низкая облачность, непрекращающийся дождь и узкие горные дороги в окрестностях Либереца, на самом севере страны, у границы с Германией и Польшей.
Автомобиль «первой пробы» – с мотором FSI и в комплектации «Элеганс». Руль с кнопками аудиосистемы обшит кожей, огромный цветной дисплей в центре приборной панели отдан навигационной системе, климатическая установка – с раздельным регулированием. А вот сиденья обычные, механические, и попытка отодвинуться (автомобиль стоял на подъеме) привела к неожиданному замеру водительского места. Кресло стремительно уехало до упора, так что при росте 176 см я дотянулся до педалей лишь носками ботинок, а над головой осталось «два кулака». Мысленно прибавим по 15 см ногам и туловищу – даже водитель ростом за два метра не коснется головой потолка. Количество и диапазон регулировок сидений и руля оптимальны, долго искать «свою» посадку не приходится. Даже модный подлокотник между сиденьями не мешает переключать передачи.
Двигатель неплохо тянет уже с 1500 об/мин и заметно оживляется после трех с половиной тысяч. При этом, несмотря на выполнение экологических норм Евро IV, он быстро реагирует на педаль газа и не доставляет неудобств при троганье. Лишь на холостом ходу мотор выдает характерное цоканье форсунок. Ничего не поделать – высокое давление системы впрыска порождает такую особенность. При интенсивном разгоне звук двигателя кажется излишне жестким, напоминая гоночные моторы, но при этом общий уровень шума вполне в пределах комфортного. И все же динамика «Октавии» не вызвала шквала эмоций. Зато пресс-релиз утверждает, что расход топлива с мотором FSI ниже в среднем на 10%.
Обутая в низкопрофильные шины «Бриджстоун-Потенца» 225/45ZR17, «Октавия» демонстрирует вовсе не «семейный» уровень боковых ускорений. Правда, до скольжений дело не дошло – дорожка шириной в две с половиной «Шкоды», изобилующая закрытыми поворотами и встречными автомобилями, к этому не особо располагала. Даже на мокром покрытии мощные шины не позволяют ведущим колесам проскальзывать под тягой. Что же касается работы тормозов – замедление для мокрого покрытия впечатляющее, АBS срабатывает почти незаметно, когда кажется, что колеса уже скользят. Придраться трудно, даже если захочется.
БЕЛАЯ И КРАСНАЯ
Снаружи две дизельные «октавии» отличаются только цветом буквы «I» – у одной она белая, у другой – красная. На деле различия куда заметнее. Автомобиль с белой «I» оснащен восьмиклапанным мотором и пятиступенчатой коробкой передач. Еще два-три года назад о его характеристиках можно было говорить только в превосходных степенях, но современные дизели прогрессируют так быстро, что лидеры меняются едва ли не раз в полгода. «Белая» TDI прекрасно тянет выше 1500 об/мин, неплохо трогается, отлично разгоняется, если…
Если не знать про автомобиль с красной буквой. После него возвращаться к 105-сильной «Октавии» не хочется. И дело вовсе не в лишних 35 «лошадях».
Двухлитровый 16-клапанный дизель гораздо шире по диапазону, легче крутится и гораздо меньше вибрирует. Конечно, он тоже «вянет» ниже 1500 об/мин, но за этой отметкой демонстрирует внушительный крутящий момент, легко проворачивая передние колеса даже на второй передаче.
Шестиступенчатая коробка позволяет использовать все возможности двигателя в любом скоростном диапазоне. На загородном шоссе часто обращаться к ней не придется – выше 80 км/ч можно смело ехать на шестой и позволять себе резвые обгоны. В городе же приходится изрядно орудовать рычагом: на малых оборотах машина «не едет», выше 3000 становится уж слишком чувствительной к малейшему движению педалью газа, заставляя пассажиров напрягаться.
Так что автоматическая трансмиссия будет отличной парой любому из турбодизелей. Пока она доступна лишь с более слабым мотором. И какая трансмиссия! Та самая DSG, с двумя сцеплениями, знакомство с которой впервые произошло на «Ауди ТТ» (ЗР, 2004, № 8). Думается, здесь она будет ничуть не хуже.
* * *
Какой должна быть идеальная «Октавия»? Обсуждая этот вопрос с коллегами, собрали воедино то, что понравилось больше всего. Это мощный дизель плюс автоматическая коробка передач DSG, сочетающая в себе плавность работы «автомата» и эффективность «механики». Среди кузовов предпочтение отдали универсалу, дебют которого только ожидается. Насчет полного привода мнения разделились пополам. Комплектация? Это уже вопрос вкуса и финансов.
На российском рынке новые автомобили появятся осенью. Можно прогнозировать, что «Шкода Октавия» будет примерно на 10% дороже предшественницы. Что ж, имидж «Шкоды» как самого практичного автомобиля из построенных на единой платформе вряд ли удастся поколебать. Важно, что среди его достоинств немалое место занимает удовольствие от вождения: не только полезно, но и вкусно.
ФОТО АВТОРА И Skoda