Буря на паркете
СВОИ СРЕДИ СВОИХ
Облик 9-7Х весьма точно характеризуют слова главного дизайнера СААБа Михаэля Мауера: «Дизайн подчеркивает динамичный характер машины, что присуще всем нашим моделям. Он спортивный и элегантный, как и положено автомобилю для активного отдыха».
В фас происхождение вседорожника выдает фамильная радиаторная решетка с тремя воздухозаборниками, а с боков – характерная форма задних стекол. Визуально они заходят на стойки. Добавим еще оригинальный дизайн колесных дисков.
Концепция «Порше» схожа со шведской: «Кайенну» задумывали для тех, кто ценит не только комфорт и отменную динамику, но и сам стиль автомобилей из Цуффенхаузена. Многое в облике нового «паркетника» заимствовано от родственников. Скажем, капот и фары а-ля 911-й. Даже выпускные трубы не оставляют сомнений: «Кайенна» – из славного семейства «Порше».
ОТКРЫЛАСЬ ДВЕРЬ…
Салон 9-7Х напоминает… СААБ. Не забыты и более давние традиции: фирма Svenska Aeroplan AB (сокращенно SAAB) в свое время начинала с выпуска самолетов. Центральная консоль развернута на водителя, своеобразны воздушные дефлекторы. По наследству от прежних моделей вседорожнику достался замок зажигания, расположенный около селектора коробки передач.
В интерьере «Кайенны» тоже узнаешь фамильный стиль: изящно, добротно, функционально. Круглые приборы перед водителем и многофункциональный монитор на центральной консоли – в алюминиевой окантовке. Дорогой кожей, даже в базовой комплектации, обшиты руль (опция – с обогревом), обивки и ручки дверей, центральная консоль, селектор коробки.
Поклонников активного образа жизни заинтересует и кое-что другое. В багажниках таких автомобилей перевозят не только клюшки для гольфа, но и горные лыжи, сноуборды, велосипеды. Так вот, в битве за пространство «Порше» проигрывает СААБу – объем его багажника всего 540 л против 1161 л. С убранным вторым рядом (спинки в обеих машинах складываются в соотношении 40:60) 9-7Х по-прежнему удерживает лидерство – 2268 л, у «Кайенны» всего 1770 л.
Большой полноприводник обязан быть тягачом: не напрягаясь, буксировать прицеп с катером, снегоходом и даже кемпером. По тяговым возможностям «Кайенна» дает СААБу фору. С самым мощным двигателем «Порше» способен тянуть 3500 кг, а 9-7Х – «всего лишь» 2948 кг. Кроме того, владельцам немецкой машины предлагают любопытную новинку – фаркоп с электроприводом. Выключатель – на правой стенке багажного отделения. Сцепное устройство можно убрать или активировать, когда автомобиль стоит.
В списке оборудования СААБа тоже встречаешь любопытные вещицы. Например, шланг для подкачки колес в… нише багажника. Давление нагнетает компрессор пневмоподвески, а 5,5-метровой длины хватает, чтобы заняться любым колесом. В комплекте – насадки для футбольного мяча, палатки, надувной лодки.
Если говорить о безопасности, то «паркетники» – достойные конкуренты. В СААБе водителя и пассажира от фронтального удара защитят двухступенчатые подушки. Электроника учитывает не только массу седока, но и положение сиденья. Если кресло порядочно отодвинуто от панели, а датчик идентифицирует тучного человека, подушка выстрелит максимально быстро и с полным эффектом. Маленьких и щуплых она пощадит, сработав вполсилы. На «Кайенне» в руль и панель приборов тоже встраивают интеллектуальные подушки безопасности, умалчивая при этом, отслеживает ли управляющий блок положение кресла.
На обоих вседорожниках установлены последние версии систем, оберегающих от серьезных травм при переворотах. Электроника узнает о неминуемом кульбите, опрашивая десяток датчиков: скорости, продольных и поперечных ускорений… За доли секунды сработают преднатяжители ремней, а боковые подушки и «занавески», спрятанные под обшивкой потолка, примут пассажиров в свои объятия.
В соответствии с американским стандартом FMVSS 208 автомобиль должен иметь защиту для коленей при аварии. На СААБ 9-7Х за амортизирующей накладкой на панели приборов помещена металлическая пластина с ребрами жесткости. При ударе она равномерно распределяет энергию, которую потом гасит ломающийся кронштейн. Колени пассажира оберегает крышка «бардачка».
СЕРДЕЧНАЯ ДОСТАТОЧНОСТЬ
Покупатели таких вседорожников, как правило, любят быструю езду. С учетом этого около 70% СААБ 9-7Х будут продавать с двигателем V8. Это четвертое поколение моторов «Джи-Эм» с так называемыми «маленькими блоками» (Small-block). От предшественника он отличается впускными клапанами большего диаметра и увеличенным ходом поршней, что позволило улучшить наполнение цилиндра. Благодаря поршням с плоским днищем и головке с иной камерой сгорания степень сжатия подняли до 9,9.
В качестве альтернативы предлагается рядная «шестерка». Она слабее V8, хотя ее литровая мощность больше, да и конструкция прогрессивнее – четыре клапана на цилиндр, система Cam Phaser, регулирующая фазы газораспределения.
Примечательно, что момент от четырехступенчатой автоматической коробки Hydra-Matic 4L60E на передние колеса СААБа передает вал, проложенный… внутри двигателя – в картере предусмотрен специальный канал. Такая компоновка позволяет не только уменьшить вибрации и шум, но и понизить центр тяжести, а значит, улучшить управляемость и устойчивость.
«Порше» также предлагает двигатель V8, заимствованный у модификации «Кайенна S». С меньшего, чем у «американца», объема мотористам удалось снять на 25 сил больше. Зато «джи-эмовский» агрегат выигрывает по крутящему моменту.
А есть еще и «Кайенна Турбо» с такой же по объему «восьмеркой» и двумя турбокомпрессорами. Двигатель многим отличается от атмосферного агрегата. Головка цилиндров с большими впускными каналами и сдвоенными пружинами выпускных клапанов отлита из высокотемпературного алюминиевого сплава, который применяют в автоспорте.
СААБу с «Кайенной Турбо» не тягаться. Мощность «немца» выше в полтора раза, почти на двести ньютон-метров больше крутящий момент. Но справедливости ради, спросим: многим ли нужен вседорожник с динамикой спорткара? То ли дело померяться силами вне асфальта.
ИДЕТ ПО ПОЛЯМ, ПО БОЛОТАМ
В отличие от СААБ 9-7Х, у которого во внедорожном арсенале лишь дифференциал повышенного трения между задними колесами, в трансмиссии «Кайенны» есть и понижающая передача – 2,72. Более того, момент между передней и задней осями распределяет сложное многодисковое сцепление, которое может работать с проскальзыванием или обеспечивать жесткую связь. Управляет им компьютер, получающий информацию от колесных датчиков, а также от датчиков угловых ускорений, поворота рулевого колеса и педали акселератора. Водитель перед трудным участком может включить и принудительную блокировку. Желающим предлагают и так называемый «оффроуд-пакет» – дуги на пороги, защиту картера, блокировку заднего дифференциала, а также гидравлические устройства, «отключающие» стабилизаторы поперечной устойчивости и предоставляющие колесам дополнительную свободу перемещения. Забывчивых водителей подстрахует электроника – на скорости свыше 50 км/ч стабилизаторы вновь начнут работать.
На СААБ и «Порше» серийно устанавливают пневмоэлементы, корректирующие дорожный просвет. Только у 9-7Х их всего два, на задней оси. Управляет ими электроника, поддерживая кузов в горизонтальном положении независимо от загрузки. На «Кайенне» воздухом «подпружинено» каждое колесо. Автомобиль изменяет клиренс, анализируя дорожное покрытие. Водитель может принудительно задать и максимальную высоту – если, скажем, намерен штурмовать брод.
Чем же закончилась дуэль «паркетников»? По техническим изюминкам «Кайенна» выглядит интереснее. По количеству же свободного пространства в салоне и багажнике лидирует 9-7Х. Дизайн – дело спорное. Ярые приверженцы знаменитых марок наверняка закроют глаза на недостатки – для них важнее имя.