Механические зарисовки
Презентация автомобиля – это понятно и привычно. Появился новый товар – о нем надо как можно шире оповестить народ. Дескать, налетай-покупай.
Презентация же двигателей и коробок передач – событие куда более редкое, хотя и давно назревшее. Это раньше для одной модели предлагалось два-три мотора и в лучшем случае две коробки передач – ручная и автоматическая. Теперь ассортимент двигателей и трансмиссий небывало растет – поди разберись, что скрывается за очередным мудреным названием.
«АВТОМАТ» ИСТИННЫЙ И МНИМЫЙ
Маленький симпатяга «Фьюжн» и… автоматическая коробка передач. Сочетание, честно говоря, настораживало. Нередко бывает, что весьма скромный мотор и слишком умная коробка плохо понимают друг друга. И без того невеликие мощность и крутящий момент застревают где-то в недрах трансмиссии, машинка становится вялой, тяжелой на ходу. Но только не в том случае, о котором пойдет речь. Компактный четырехступенчатый «автомат» обучен общению с моторами-малышами. Автомобиль, конечно, не для драйверов с амбициями, но как средство передвижения очень даже неплох: логика работы трансмиссии понятна, передачи переключаются своевременно и достаточно мягко, и вообще – автомобиль довольно шустрый.
Ну вот, дошустрился: потерял из вида коллегу, который ехал сзади. У него «Фьюжн» еще интересней – оборудован роботизированной механической коробкой. Роботизированная – это когда выжимает сцепление и переключает передачи не водитель, а сервоприводы. Управляет всем этим хозяйством компьютер, отслеживающий кучу параметров: характеристики работы двигателя, скорость движения и даже положение автомобиля – в гору он едет или под гору. Педали сцепления, естественно, нет. Передачи переключаются либо в автоматическом режиме, либо в ручном, для чего достаточно толкать рычаг управления коробкой вперед-назад.
А вот и коллега нашелся. Обменялись автомобилями и… На этот раз получилось наоборот – ожидания несколько превзошли действительность. Коробка-робот работает достаточно четко, но уж больно медленно. В городе или на ровном шоссе это вполне приемлемо, но на извилистой горной дорожке так и хочется переключиться побыстрей и совсем не там, где это делает компьютер. Переход в ручной режим несколько исправляет ситуацию, но отклик на толчок рычага все же небыстрый, да и скорость переключения разная – зависит от режима движения.
Ездить на таком электронно-механическом симбиозе, конечно, можно. Надо только поумерить пыл и принимать автомобильчик таким, каков он есть: неторопливым, немножко задумчивым, но зато с «автоматом», пусть и сделанным из обычной «механики». В конце концов, водителю, привыкшему шуровать сцеплением и дергать за рычаг, любой «автомат» кажется излишеством. А некоторые, наоборот, переключаться не умеют и учиться не хотят – дескать, мое дело рулить, давить на газ, иногда тормозить, и пусть оно само едет. Именно таков «Фьюжн» с эрзац-«автоматом».
РЕМНИ И ФАЗЫ
Как человек, привыкший «дергать» и «топтать», к следующему предложению отнесся с предубеждением: «Фокус С-Мах» с вариатором представляется… Ну как может представляться автомобиль с ременным приводом, пусть даже ремень этот самый современный, металлический. Впрочем, не буду наводить критику заочно. Сразу скажу: предчувствия меня обманули – этот автомобиль оставил самые лучшие впечатления. Ни следа задумчивости, никаких задержек и рывков. В автоматическом режиме машина практически моментально реагирует на газ и четко идет за педалью: нажал и поехал, ровно, уверенно, быстро – любому «автомату» фору даст. Еще больше удивил тот же вариатор в ручном режиме: толчок рычага и быстрый, четкий отклик – настоящая ручная коробка, только педали сцепления нет. К тому же, как утверждает производитель, такая трансмиссия довольно экономична – за удобство не приходится расплачиваться возросшим расходом топлива.
Еще одна новинка, представленная на «Фокусе С-Мах», – бензиновый двигатель с регулируемыми фазами газораспределения. Устроена эта регулировка, на первый взгляд, не слишком сложно. Распределительные валы приводятся, как сейчас модно, зубчатым ремнем. Вся хитрость – в конструкции ведомых шкивов: их внутренняя часть вместе с валом может поворачиваться на определенный угол относительно зубчатого венца. Насколько и в какую сторону повернуть тот или другой вал – решает компьютер, управляющий двигателем. Он командует клапаном, который подает масло в одну из двух полостей того самого шкива. Под давлением масла вал поворачивается относительно венца по часовой стрелке или против.
Что это дает на практике? Заметную прибавку мощности и крутящего момента и, естественно, улучшение ходовых качеств автомобиля. Но настоящий удар по психике непросвещенного водителя способны произвести современные дизели.
НЕ ПРО НАШУ ЧЕСТЬ
Лет этак десять назад вряд ли кто ожидал, что экономичные, но шумные, дымные и слабосильные дизельные двигатели способны будут оказывать столь жесткую конкуренцию бензиновым коллегам. Причем не только в традиционной экономичности, но и в экологической чистоте, мощности, комфорте. Установленный на «Мондео» 2,2-литровый 155-сильный дизель тише иной «бензинки», разгоняет машину до сотни менее чем за 9 секунд, выполняет экологические нормы Евро III и готов выполнить следующие – Евро IV. За рулем такого «Форда» чувствуешь себя королем дороги. И пусть в баке «Мондео» плещется солярка – не всякий бензиновый одноклассник потягается с ним на равных. Есть, правда, некоторый недостаток момента, заметный при троганье с места и особо ощутимый на фоне «тракторной» тяги на средних и высоких оборотах. Но это не главный недостаток современного дизеля.
Для нас куда хуже то, что такие моторы плохо переваривают отечественное дизельное топливо, и в Россию их пока не поставляют. Мы все никак не можем освоить экологические нормы Евро II – значит, здесь не нужны керамические сажевые фильтры с самоочисткой. Да и бензиновые моторы с непосредственным впрыском попадают у нас в группу риска – опять же из-за качества топлива.
Ну что, господа, будем и дальше чинить карбюратор? Какое-то время будем, куда деваться. Но рано или поздно эти технические новации доберутся и до нас. Сомневаетесь? Тогда вспомните, каким страшным, сложным и далеким казался обычный впрыск бензина еще в начале 90-х.
ФОТО: «ФОРД»