Однообъемные чудеса
ТЕНДЕНЦИЯ: СОВРЕМЕННЫЕ МИНИ-ВЭНЫ
Что правит в современном мире – мода или высокие технологии? Однозначно ответить непросто. Конструкторы и дизайнеры «выращивают» новые породы автомобилей с таким сочетанием качеств, которое казалось вообще невозможным. Но проходит немного времени, и диковинные, вроде бы для узкого круга машины бьют рекорды популярности. В одной только Германии, при общем спаде продаж автомобилей в прошлом году, реализация мини-вэнов возросла почти на 40%! В чем же секрет всенародной любви к однообъемникам?
КУРС МОЛОДОГО БОЙЦА
«…Легким движением руки брюки превращаются… в элегантные шорты». Помните, у героя Миронова из «Бриллиантовой руки» произошла «техническая неувязка»: одна из штанин не захотела отстегиваться. Нечто подобное случалось и у владельцев первых мини-вэнов. Однообъемники, появившиеся более двадцати лет назад, радовали просторным салоном, обилием «тайников», карманов, крючков для фиксации всего и вся, но производители прежде всего выделяли легкость трансформации внутреннего пространства. На деле переоборудование салона требовало немалых усилий. Ныне же машины, для превращения которых в грузовик нужно перетаскивать сиденья в гараж, вызовут, как минимум, ироничную улыбку.
С любым современным мини-вэном справится даже хрупкая домохозяйка. Пожалуй, самое главное достижение компоновщиков конца девяностых в том, что они научились вписывать в габарит гольф-класса 7-местные салоны! Сегодня у каждого производителя есть свое фирменное решение компоновочных проблем.
В свое время на «Опеле-Зафира» дебютировала так называемая система «Флекс»: «лишние» кресла третьего ряда нетрудно убрать в «подпол» и получить ровную погрузочную площадку. Подобное применили и на младшей модели. Конечно, сделать четырехметровый «Опель Мерива» семиместным не удалось, зато его можно легко превратить из пятиместного в более комфортабельный четырехместный. В этом случае часть заднего сиденья выполняет роль подлокотника и одновременно «бардачка» для хранения мелочей, а боковые кресла сдвигают ближе друг к другу, обеспечивая пассажирам размещение а-ля бизнес-класс.
Благодаря направляющим рельсам все задние сиденья ныне складываются и сдвигаются поперечно или продольно, независимо друг от друга. Такими сейчас делают многие вэны, например, «Форд Фокус С-max».
Современные мини-вэны, в первую очередь не самые дешевые, трудно представить без раскладывающихся столиков и непременных подстаканников для обитателей всех сидений. А некоторые производители вообще завлекают покупателей, предлагая превратить кресла в двухспальную кровать! «Дикий» отдых с ночевкой в автомобиле нынче не так популярен, и все же приятно, когда есть возможность с комфортом отдохнуть в машине.
«МИКРОБЫ»
В многочисленной армии современных вэнов появились и такие, которые можно назвать даже не мини-, а микровэнами – машины на базе автомобилей европейского В-класса. Впервые они заявили о себе в Японии. «Мицубиси Топпо BJ» – 5-дверный однообъемник на базе хэтчбека «Миника» при длине всего 3395 мм достигает в высоту 1740 мм: почти как «Мерседес-Бенц» МL-класса! Высокий кузов, вертикальная «автобусная» посадка пассажиров и водителя – вот в чем главный секрет вместительности микровэнов. На борту «Топпо» комфортно уживаются четверо путешественников с тремя сотнями килограммов груза. Для езды по городу легкому «малышу» вполне хватает 3- и 4-цилиндровых двигателей объемом до 660 смз и мощностью от 35 кВт/48 л. с. до 47 кВт/64 л. с. Кстати, предлагают и вариант с полноприводной трансмиссией.
Конкурирует с «Мицубиси» чрезвычайно популярный в Стране восходящего солнца «Ниссан-Куб», чья внешность полностью оправдывает название: эдакий кирпичик на колесах. Зато в одной из его модификаций длиной 3,9 м аж шесть посадочных мест! Конечно же, комфорт взрослым «Куб» обеспечит лишь на коротких дистанциях, но автомобиль и не претендует на роль стайера, он – горожанин. Даже задние двери открываются по хитрому алгоритму, чтобы легко выбраться из машины на самой тесной парковке. Энерговооруженности «Куба» позавидуют многие более серьезные на вид модели. Мотор в 1,3 л развивает внушительные 72 кВт/98 л. с., при этом потребляя в среднем лишь 6,1 л бензина на 100 км. Трансмиссия «Ниссана» – с сюрпризом.
При спокойной езде он – обычный переднеприводник, при необходимости в работу включаются задние колеса, подкручиваемые электромотором.
В Европе такие «хитрости» пока не делают, однако философией «микробов» Старый Свет уже заразился. Назовем новейший «Peugeot 1007» – четырехместную машинку на базе будущей модели 207 длиной 3730 и высотой 1611 мм. Ее проектировали совместно с известным итальянским ателье «Пининфарина». В соответствии с законами жанра 1007-й щеголяет удобным салоном с индивидуальными регулировками для всех четырех раздельных сидений, причем переднее пассажирское, откидываясь вперед, превращается в столик. Задние сдвигаются вперед до упора в передние – так можно увеличить багажник до 364 л. В «нагрузку», естественно, «закуточки» в передней панели, дверях, под сиденьями.
Но главная изюминка «Пежо» с четырехзначным индексом – в сдвижных боковых дверях, оснащенных электроприводом. Такое решение для автомобиля подобного класса применено впервые. Достаточно нажать кнопку на панели приборов или брелоке, и дверь отъедет, образовав проем в 920 мм. Можно открыть ее и по старинке – потянув за ручку.
В базовой версии «Пежо» оснастят 75-сильным мотором объемом 1,4 л, за доплату предложат бензиновый и дизельный двигатели мощностью 80 кВт/109 л. с. и 50 кВт/ 68 л. с. соответственно. В списке опций для бензиновых версий – еще и автоматическая коробка передач «2Троник». Выпуск машины налаживают на заводе концерна PSA под Парижем, который готов выдавать до 130 тысяч 1007-х в год. Интересно только, не отпугнет ли цена новинки, стартующая с отметки в 14 тысяч евро?
СПОРТСМЕНЫ
Долгое время нашествие мини-вэнов сдерживалось расхожим мнением, что машины такого класса небезопасны (первые модели действительно провалили крэш-тесты EuroNCAP) да к тому же еще и «не едут». Впрочем, довольно скоро ситуация стала меняться: конструкторы научили мини-вэны резвости и хорошим манерам при прохождении поворотов. С безопасностью все тоже в порядке: в прошлом году максимальную оценку – «пять звезд» в тесте EuroNCAP заработали «Рено Сценик» и «Фольксваген-Туран».
Рекорд мощности принадлежит «Ниссану-Квест», под капотом которого 3,5-литровая «шестерка» в 230 «лошадей». «Мини-вэны всегда слыли практичными семейными автомобилями. Мы решили акцентировать индивидуальность модели и позаботились в большей степени о водителе», – с гордостью заявляет президент американского подразделения «Ниссан» Билл Киррейн. О практичности, действительно, тоже не забыли. У «Квеста» шикарная стеклянная крыша с пятью «иллюминаторами», открывающая доступ солнечным лучам отдельно для каждого из трех рядов сидений.
Потягаться в старте со светофора сегодня могут не только полноразмерные, но и относительно компактные модели, например «Хонда Стрим». Ее 2-литровый двигатель мощностью 115 кВт/ 156 л. с. с системой распределения фаз i-VTEC и моментом 192 Н.м при 4000 об/мин обеспечивает машине максимальную скорость 205 км/ч и разгон до 100 км/ч за 9,2 с. Чем не конкурент «наточенным» хэтчбекам и купе?
КАК ВАС ЗОВУТ?
Границы между классами и группами все больше размываются. Как назвать концептуальную «Мазду-МХ Спорт Турер»? Машина с вместительным багажником и большими дверями, без центральной стойки похожа на мини-вэн, пожалуй, не меньше, чем на спорткупе. А ведь сложив заднее сиденье и сдвинув вперед заднее стекло, «Спорт Турер» можно превратить в… пикап.
Еще одно неординарное виденье мини-вэна будущего представила в прошлом году студия EDAG. Ее творение получило название «Синема 7D». Аналогия с кино очевидна, стоит заглянуть в салон: три ряда сидений расположены с подъемом от носа к корме, в точности как в зале кинотеатра.
Конечно, далеко не все новшества перекочуют из концептов в серийные машины. Но ведь совсем недавно мы и представить себе не могли, что по знакомым улицам будут разъезжать «смарты», «рено-авантайм» и «хаммеры-Н2».
ЭВОЛЮЦИЯ
Мы стали не только свидетелями рождения новых форм автомобиля, но и наблюдаем фазы их стремительного развития. Вспомним первые однообъемники: они представляли собой, по сути, масштабную копию микроавтобуса. Габариты класса D, семь мест, практически «грузовая» управляемость. Вскоре наметилась тенденция к сближению мини-вэнов с легковыми авто. Кузова принимали все более щегольской вид, длина и ширина постепенно уменьшались. Салон вмещал, как правило, пятерых пассажиров. Тогда упор был сделан на развитие черт универсальности.
Наконец, новейшая история связана с абсолютным смешением компоновок и стилей. Появляются шести-, семиместные машины класса А и В, «универсальные» четырехместные купе со спортивным характером – то, что не укладывается в рамки ни одного класса и типа кузова. Не рискнем предсказывать будущее. Очевидно одно: нам еще предстоит пожинать удивительные плоды фантазии конструкторов и дизайнеров.