Сколько масла утекло…
Даже совершенно исправный двигатель расходует не только бензин, но и масло, которое выгорает и вылетает в выхлопную трубу. Моторостроителей сей факт, конечно, огорчает, и они всеми силами стремятся свести к минимуму потери жизненно нужной субстанции. Для успешной борьбы с угаром совершенно необходимо точно знать его величину. Скажем, сколько масла в картере убудет за 10 тыс. км пробега. В принципе, выяснить это несложно, но уж больно… долго. Инженеры, применив какую-нибудь маслосберегающую, как им кажется, новинку, хотят оценить эффект в тот же рабочий день. А лучше – еще до обеденного перерыва. Понятно, в хорошем двигателе за такое время угорят считанные граммы – как их взвесить? Зальешь точно отмеренные 4 л в картер – так ведь потом обратно все не выльешь, слишком много останется на стенках, в магистралях…
Поэтому установка для измерения расхода масла «Мован», придуманная фирмой «Федерал Могул Буршайд», наверняка понравится двигателистам: она позволяет за 4 часа работы мотора на стенде уловить 8 г «усушки-утруски», что примерно соответствует расходу 0,4 л на 10 тыс. км пробега. Конечно, можно и увеличить точность; правда, тогда придется погонять стенд немного дольше – но все равно счет пойдет на часы!
Очень упрощенно суть метода в следующем: при работе двигателя уровень масла в картере поддерживается постоянным с помощью нехитрой переливной трубы, вмонтированной в поддон. Она защищена колпаком, под которым уровень равен среднему и нет волнения. Понятно, что по мере работы мотора масло приходится немного добавлять, а сосуд с резервом установлен в «Моване» на точных (погрешность 0,02%) цифровых весах. На тех же весах стоит и второй сосуд – тот, в который уходит масло из переливной трубы. Ведь при изменении нагрузки двигателя уровень масла в картере может изменяться, поэтому измерять нужно суммарный вес обоих бачков – именно усредненная компьютером убыль общей массы и характеризует «масляный аппетит» подопытного агрегата.