Вильнуть и кивнуть
На прошедшей в Париже выставке «Райд энд драйв», что можно перевести как «Езда и вождение», фирма «Делфай» (Delphi) демонстрировала серию новинок. Причем они не покоились на стендах в виде некоего перспективного задела, а работали во вполне земном «Ягуаре-S».
Начнем с активного рулевого управления, расположившегося в… заднем мосту. Система ARS (Aсtive Rear Steering) добавила в него зубчатую рейку и электромотор. В отличие от показанного ранее «Квадрастира» (ЗР, 2000, № 6), ARS способна поворачивать колеса лишь на небольшой угол.
Какой конкретно – определяется программой, а ее пишут по-разному для каждой модели автомобиля. Алгоритм предусматривает, что при парковке задние колеса будут поворачиваться в противофазе с передними, уменьшая радиус поворота. А вот на трассе работа дополнительного «руля» пойдет в такт с основным. Тем самым уменьшится угловое ускорение, отрицательно влияющее на устойчивость автомобиля. Машина будет совершать маневр, смещаясь на соседнюю полосу примерно параллельно самой себе. Как утверждает президент отделения «Делфай Стиринг» Роберт Ременар, «понятия недостаточной и избыточной поворачиваемости почти уйдут в прошлое».
Задний рулевой механизм слушается не только главного «штурвала», но интегрирован в единую сеть с системами стабилизации. Как только те заметят начало заноса, ARS пробует сначала поправить дело без подтормаживания колес.
Обратимся, однако, к привычной баранке, тоже претерпевшей серьезные изменения. Речь идет о дальнейшем улучшении пассивной безопасности с помощью… активной рулевой колонки. Она снабжена специальным пиротехническим устройством, которое при столкновении изменяет в зависимости от массы водителя угол наклона руля и натяжение в энергопоглощающем устройстве, чтобы подушка безопасности наилучшим образом выполнила свою спасительную задачу.