Изобретатель… колеса
Пожалуй, ни одно изобретение человечества не стало таким могучим двигателем прогресса, как колесо. Правда, имя того гения, кто первым додумался катить, а не тащить, скрыто от нас во тьме веков, но колеса изобретают до сих пор.
...Имя этого пожилого уже энтузиаста из Москвы – Лев Малкин, а придумал он гибкое стальное колесо, которому… не нужны шины. Потому что оно само может амортизировать удары от неровностей, более того – в определенной степени огибать их, уменьшая тем самым удельное давление на грунт до десятых долей кгс/см2. На конструкцию получены патенты, изготовлены опытные образцы, но дальше дело не идет по обычной, увы, для России причине. Те, кто мог бы заинтересоваться новинкой, не имеют средств, а те, кто имеют, не интересуются.
Впрочем, давайте лучше посмотрим на гибкое торсионное колесо Малкина. Хотя бы на примере масштабной модели, побывавшей на редакционном столе. В нем есть что-то общее с конструкциями Шухова – ажурность и простота. Как сделано? Берем отрезок стальной трубы и делаем прорези под углом к образующей. Одна – с одного конца, следующая с другого и так далее. В итоге получившиеся «зубья» прямоугольного сечения начинают работать под нагрузкой как торсионы – на скручивание. Вот и разгадка гибкости и упругости, настроить которые можно выбором угла и шага прорезей. Остается смонтировать стальную «шину» на спицы – их конструкция также запатентована, – и можно штурмовать бездорожье.
На шоссе колесо Малкина с его нынешними скоростями вряд ли сможет конкурировать с привычными пневматиками, а вот для «направлений», возможно, самое то. Давление на грунт низкое, проколов (и пуль, между прочим!) не боится в принципе… Беговую поверхность для улучшения сцепных свойств нетрудно покрыть слоем эластичного материала. Ну как, попробуем?