Берем и новые, и неновые
КРУГЛЫЕ СУММЫ
То, чего современная автомобильная Россия еще не знала – случилось. По нашим данным, средневзвешенная розничная цена моделей «десятого» семейства «Лады» за неполных семь месяцев 2004 года выросла на 1000 долларов! В начале августа средняя цена «десяток» в целом по России достигла 233 тыс. руб., тогда как в январе-феврале составляла 203,1 тысячи рублей (напомним, в июне 2001 года – всего 150 тысяч). К тому же сроку долларовый эквивалент стоимости «десятки» достиг круглой цифры – 8000 долл. В ближайшие месяцы аналитики прогнозируют дальнейший рост цен на вазовские автомобили. Радоваться нечему, но в последние три года кое-кто из маркетологов настойчиво говорил о «потолке цен» для отечественных автомобилей, называя при этом цифры в диапазоне 6–7,5 тыс. долл. и предсказывая грядущий «кризис перепроизводства».
Два года назад самые мрачные предсказания на сей счет сбылись, но что за этим последовало? Сейчас продажи вазовских «десяток» достаточно успешно идут и на уровне восьми тысяч. Более того, весь модельный ряд ВАЗа пользуется устойчивым спросом. В конце июня – начале июля объем продаж новых «лад» в Москве вообще вырос на треть! Скорее всего, это связано с кризисом в банковской сфере: многие вчерашние вкладчики бросились скупать автомобили – хранить деньги в такой форме им показалось надежнее, чем в банке…
Итак, констатируем: средневзвешенная розничная цена на весь модельный ряд АвтоВАЗа с начала года выросла на 13%. При этом рост цен на «классику» составил 17,9% (средняя цена – 135 тыс. руб.), на «десятое» семейство – 13%, а вот на семейства «Самара» и «Самара-2» – «всего» 9% (195 тыс. руб.). Это при том, что с 1 июля АвтоВАЗ уже в пятый раз в этом году повысил отпускные цены на свою продукцию. В среднем машины подорожали на 2,3–2,5%.
«Рост цен автомобилей ВАЗ остановится, а может, даже произойдет их откат», – считает начальник управления по маркетингу АвтоВАЗа Александр Бредихин. Обычно в июле-августе так действительно бывает, но как сложится в этом году, предсказать трудно. Аналитики уже предлагают свое виденье: поскольку спрос на некоторые модели (например, старую «Ниву», «девяносто девятую», универсал VAZ 2111 и др.) сохраняется на высоком уровне, рост цен на них может продолжаться до поздней осени.
Кстати, единственная иностранная компания, которая тоже объявила летом о повышении цен на российском рынке – это японская «Ниссан». Стоимость компактной модели «Микра» выросла на 2%, а модели гольф-класса «Алмера» – на 1%, но на фоне ажиотажного спроса это не так уж и много.
ЗА УГЛОМ
Новая вазовская «десятка» стоит, как мы сказали, примерно 8 тыс. долл. Приличную подержанную иномарку из Европы за такие деньги не купишь, а вот присмотреть пяти-семилетнего праворульного «японца» со смешным пробегом и полным набором «наворотов» – это пожалуйста. Мы недавно побывали на знаменитом авторынке «Зеленый угол» во Владивостоке и были просто поражены выбором предлагаемых моделей. Чтобы даже бегло осмотреть все представленное там, не хватит, наверное, и дня. А найти на «Зеленке» можно все что угодно. «После запретительных пошлин на машины старше семи лет рынок кардинально изменился, – поведал нам один из продавцов. – Цены за последние полтора года выросли процентов на 15–20%, и покупатель теперь меньше обращает внимание на всякие там «навороты», а выбирает просто достойный автомобиль по умеренной цене».
По наблюдениям продавцов, посетители рынка ныне подбирают автомобиль долго и тщательно, ищут любой повод, чтобы сбить цену. Многие ходят сюда несколько дней (а то и недель), ожидая, когда торговцы начнут «играть на понижение». Ведь за каждое место они «отстегивают» владельцам земли в среднем 100 арендных долларов в месяц!
«Тойоты» сейчас очень дороги, поэтому хитом продаж стал «Ниссан Пульсар» (нам он знаком как «Алмера»). Автомобиль 1997 года выпуска с мотором 1,5 л можно найти за 4,7–5 тыс. долл. «Тойота-Спринтер» 1999 года с таким же двигателем обойдется уже в 6,5 тыс. долл., а «Субару Импреза» – 6,1 тыс. долл. Согласитесь, за довольно свежую машину с раллийными корнями не так уж и много; европейский аналог обойдется куда дороже.
Продавцы с «Зеленки» уверяют, что сезонных скачков цен на их рынке, как правило, не бывает. На стоимость машин влияют только изменения в российских таможенных правилах и цена в Японии. Самих же японцев наши проблемы не очень-то занимают. «Лет пять–семь назад мы диктовали условия, теперь мировая конъюнктура изменилась, и на долю России приходится не более 30% японского вторичного рынка, – считает Николай (он специализируется на микроавтобусах «Тойота»). – Хорошие, свежие машины на аукционах скупают австралийцы и англичане, дешевые выгребают братья-казахи (ведь у них пошлины копеечные), а нам – то, что остается».
Но и «то, что остается» для многих «средних» россиян – заветная мечта, а на пути к ней стоит неподъемная цена перевозки по железной дороге на Большую землю. За последние четыре года она выросла в четыре раза! Чтобы как-то обойтись без таких услуг и окупить поездку к берегам Тихого океана, россияне придумали свой вариант – «слоеный пирог». В кузов большого праворульного грузовика, скажем, 5-тонного самосвала «Исудзу» с дизелем 7,1 л, 1994 года (такой обойдется в десять тысяч долл.), ставят грузовичок «Тойота-Дино» (1996 год, дизель 2,8 л, 5,5 тыс. долл.), а сверху – еще и «Тойоту-Витц» (2000 г., 1,3 л, 6,5 тыс. долл.). И вот такое «российское счастье» отправляется тихим ходом куда-нибудь в Екатеринбург, чтобы дать заработать владельцу «пирамиды». Где еще такое придумают?
ФОТО: КОНСТАНТИН ЯКУБОВ