Внимание - газы!

Тот не может пошевелить ногами – мешает надежный «тормоз» типа «колодка». А владельцы «соболей», «газелей» и «волг» подумают при этом о чем-то о своем. Ведь где колодка, там и Владимирский тракт, идущий через Нижний Новгород…

В ПРОГРАММЕ ПРОИЗОШЛИ ИЗМЕНЕНИЯ…

В Нижнем делают, скажем так, серьезные машины – уж если такое животное наберет скорость, то остальным лучше не изображать из себя матадоров. Чего стоит один только отряд маршруток – Хичкок отдыхает… Поэтому обеспечить эти автомобили отменными тормозами – задача, если хотите, всенародная и архиважная.

Приверженцы марки, понятное дело, не возражают, но выдвигают и собственные требования – дескать, подавайте нам не только эффективность, но и ресурс! А поскольку колодки в одиночку не изнашиваются, то и оценивать нужно состояние дуэта – фрикционной пары колодка–диск…

Что ж – изменим привычную программу испытаний в угоду эксплуатационникам. Дюжина новеньких комплектов передних тормозных колодок ждет своей очереди на стенде НАМИ.

КОЛОДКА – ЭТО…

Говорят, в тридцатые годы перед каким-то закрытым институтом поставили задачу – создать систему мгновенной остановки поездов. Трудно сказать, сколько старших и младших научных сотрудников поплатилось тогда за неумение лихо решать дебильные задачи руководства, однако же чуда не произошло – ни поезда, ни автомобили мгновенно тормозить так и не научились. Говорят, это умеют делать НЛО – увы, наблюдать не довелось.

Второе качество, которое хотелось бы видеть в идеальных тормозах, – их пожизненный ресурс… Ну не пожизненный – в вечном двигателе тоже что-нибудь может перетереться, а достаточно большой – чтоб ничего там не изнашивалось при каждом торможении. Увы – сие также невозможно: в школе учились, понимаем…

Еще умные люди говорят, что холодные тормоза и горячие могут тормозить по-разному. Холодные – это, скажем так, с температурой не выше 100°С: когда вы едете по пустому шоссе или только что тронулись с места. Горячие – это примерно 200°С, соответствующие толчее в городских пробках. Ну а очень горячие – это за 250°С: торможение с полной скорости «в пол», езда по горным дорогам и т.п. Кстати, 200°С тоже бывают разными: если колодка нагревается до двухсот – одно дело, а если остывает до тех же двухсот – совсем другое… И разные брэнды, как правило, ведут себя во всех этих случаях совсем неодинаково!

Усилие на педали – отдельная песня. Давление в приводе пропорционально усилию вашей правой ноги – в зависимости от него можно тормозить как обычным образом, так и экстренно. Чем сильнее давим, тем быстрее колодки смогут остановить тормозной диск. И опять-таки – изделия разных фирм могут по-своему отозваться на одни и те же усилия вашей ноги…

Это еще не все. Упомянув автомобили ГАЗ, мы невольно сопоставили несопоставимое – неужели на «Волгу» и «Газель» можно ставить одно и то же? «Фигура» у всех колодок, действительно, совершенно одинаковая, а вот по части универсальности мнения производителей расходятся. Одни позиционируют свое изделие как универсальное, другие настаивают на «узкой» специализации. Поэтому при выборе подходящих колодок нужно прочитать, что написано на упаковке (если таковая имеется…) и, конечно же, оценить результаты наших испытаний.

ИЗВИНИТЕ, ЕСЛИ ЧТО НЕ ТАК…

Конечно, говоря об истине в последней инстанции, меньше всего думаешь об испытательной лаборатории. Какая бы хорошая она ни была, но всех дорожных нюансов все равно не учтет. А их множество: песок, соль, реальное состояние автомобиля и, конечно же, класс водителя… Кроме того, наши стандарты требуют от тормозов лишь одного – обеспечьте нам, милые, замедление не хуже 5,8 м/с2! А уж какие для этого потребуются силы, градусы и моменты – дело ваше…

Посетовали на трудности – теперь к делу. Пересчитали требуемое замедление в тормозной момент, оснастили стенд инерционной массой а-ля «Газель»… Что это за термин такой? Так ведь тяжелый грузовичок остановить куда сложнее, чем легковушку с одним пассажиром, – вот и ориентируемся на худшее… Затормозить вращающийся на стенде одинокий тормозной диск можно чуть ли не ботинком, а вот когда вместе с ним крутится тяжелая болванка, то и не всякие колодки справятся. Кстати, надо отметить, что при проверке прочности соединения колодки с накладкой давление должно быть не менее 2,5 МПа.

Впрочем, похоже, что пора огласить вердикт экспертов… Рассматриваем фото, изучаем картинки и ищем ответ на банальный вопрос:

ЧТО КУПИТЬ?

Ох и не любят же «зарулевцы» категорических рекомендаций: мол, вот это – возьмите, а вот то – не нужно. Всегда хочется сказать – а вы, мол, повнимательнее почитайте, что мы там для вас приготовили. Но если народ просит…

Значит, так. Если вы не даете тормозам передышки и при этом готовы расплачиваться за «шустрость» более частой заменой тормозных элементов, то обратите внимание на ТИИР-241 и на «зарулевские» колодки: лучше них ни «Газель», ни «Волгу» не остановит никто. А если вам по душе степенность или, скажем, поджимают финансовые проблемы, то лучше присмотреться к «Трансмастеру». Хочется импорта – возьмите «Элайд Нипон»: недорого и очень хорошо. А вот изделия с надписью «СКАР» легко могут отправить своего владельца по той самой Владимирке, которую мы упоминали вначале.

Заявленный изготовитель и обозначение –

ОАО «ТИИР», Россия,

шифр ТИИР-241

Применяемость – GAZ 2217 «Соболь»

Ориентировочная цена – 240 руб.

Официальный поставщик ОАО «ГАЗ» – на упаковке написано именно это – выступил отлично. Вернее, почти отлично: при проверке прочности соединения одна из колодок оторвалась как раз при 2,5 МПа – а где же технологический запас? В остальном же безасбестовые колодки почти во всех режимах были в лидерах, расплатившись за это средним износом элементов.

Заявленный изготовитель и обозначение –

ОАО «ТИИР», Россия,

шифр ТИИР-203

Применяемость – «Газель», «Волга»

Ориентировочная цена – 220 руб.

Еще одни колодки от этих ярославских поставщиков ГАЗа представлены как универсальные. Между прочим, изделия – асбестовые… Экология страдает, но колодки-то, честно говоря, очень хорошие. В лидеры не попали, но в качестве крепкого «середняка», с которым не будет проблем ни по износостойкости, ни по эффективности, ни по применяемости – то, что надо.

Заявленный изготовитель и обозначение –

ОАО «ТИИР», Россия,

шифр ТИИР-221

Применяемость – «Газель», «Волга»

Ориентировочная цена – 220 руб.

Эти «тиировцы» – тоже универсальные. Асбеста не содержат, поставляются на конвейер. Разработчики отмечают хорошую восстанавливаемость колодок после сильного нагрева – да так оно и есть. А в «холодном» состоянии эти колодки вообще оказались лучшими. Правда, износ разочаровал – самый большой из всех, да и диску досталось.

Заявленный изготовитель и обозначение –

«За рулем», Россия,

шифр Д-443

Применяемость – GAZ 3110,

ГАЗ-3302

Ориентировочная цена – 330 руб.

«Зарулевские» колодки украинского происхождения оказались одними из лучших по эффективности торможения – тут с ними на равных выступает разве что ТИИР-241. По прочности соединения им равных нет – обе синхронно выдали лучшие цифры. А вот по износу имеется небольшой перебор – колодкам-то ничего, а вот диску досталось крепко.

Заявленный изготовитель и обозначение –

CП «ДАФМИ» (DAfmi), Украина, шифр Д-443П

Применяемость – GAZ 3110,

ГАЗ-3302

Ориентировочная цена – 260 руб.

По эффективности торможения – уверенное место в «середке», хотя при торможении на остывающих колодках хотелось бы более солидных килограмм-метров... Износ также средний. Прочность соединения колодки с накладкой – высокая. В целом претензий к изделиям нет, но предыдущие колодки того же производителя были лучше.

Заявленный изготовитель и обозначение –

ООО «ОКЦ «ТРАНСМАСТЕР», Россия, шифр Comfort Line

Применяемость – ГАЗ-3302

Ориентировочная цена – 270 руб.

Еще один пример «просто нормального» изделия – в толпе не видать, но все показатели вполне достойные. А по части износа тормозного диска «трансмастеры» обошли всех – всего-навсего 5 мкм против 16 у «лидера»… Правда, у самых дрянных колодок (не удивляйтесь!) этот показатель еще ниже, но те и тормозить-то не умеют! В общем – понравилось.

Заявленный изготовитель и обозначение –

«Элайд Нипон» (Allied Nippon), ADB 0795, Япония

Применяемость – «Газель», «Волга»

Ориентировочная цена – 285 руб.

Безасбестовые японские колодки изготовитель предлагает для автомобилей Gazelle и Volga 3110 – есть у нас такие машины… А что – неплохие колодки, по отдельным позициям даже в лидеры пытались выбраться. И износ нормальный, и цена не сильно пугает. Так что, если появится желание оснастить свою «нижегородочку» чем-то восточным – рекомендуем…

Заявленный изготовитель и обозначение –

«Финвал» (Finwhale), Германия, шифр V-202

Применяемость – «Газель»

Ориентировочная цена – 330 руб.

Безасбестовые колодки рассчитаны на нижегородские грузовики. Из отмеченных достоинств – лучшая износостойкость: всего 0,173 мм против 0,96 у самых «податливых» изделий. В остальном, пожалуй, и сказать-то нечего – глядя на диаграммы, «Финвал» сразу и не отыщешь… В общем, захочется «немецкого с нижегородским» – ради бога: будет работать…

Заявленный изготовитель и обозначение –

СТС (STS company), Россия, шифр СТД-123

Применяемость – ГАЗ-3302

Ориентировочная цена – 200 руб.

Надпись на упаковке гласит, что фрикционная смесь разрабатывалась совместно с германской фирмой FMG, а сами изделия поставляют на конвейер. Кроме того, покупателю, владеющему английским, обещан optimum disk wear – «оптимальный износ диска». Вредничать не хочется, но наш диск похудел на 12 мкм – согласитесь, многовато! Прочность соединения – на грани допуска. Но в целом использовать можно.

Заявленный изготовитель и обозначение –

«Лукас» (Lucas), UK,шифр GDB 851.M

Применяемость – GAZ 3110

Ориентировочная цена – 510 руб.

Применяемость британских подданных помечена на упаковке фломастером – поверх «Хонды» и «Ровера» начертано «3110»! Возможно, у «роверов» диски покрепче, но нам не повезло – максимальный износ аж в 16 мкм получен именно с «лукасами». А на фоне самой высокой стоимости и остальные показатели кажутся скорее заурядными, чем средними. В общем – использовать можно, но специально искать явно не стоит.

Заявленный изготовитель и обозначение –

«Пиленга» (PILENGA),

FD-P-2004, E.C. Product

Применяемость – «Волга»

Ориентировочная цена – 250 руб.

Точного адреса изготовителя этой продукции, предназначенной для автомобилей Volga, никто не знает – где-то в странах содружества… Похоже, чертежи газовских колодок туда недоехали – доставшиеся нам экземпляры изделий имеют меньшую площадь фрикционной накладки, за что и поплатились повышенным показателем износа. Прочность соединения – на грани допустимого. В общем – не вдохновляют…

Заявленный изготовитель и обозначение –

СКАР, Россия

3302-3501090

Применяемость – «Газель»

Ориентировочная цена – 220 руб.

А вот и «мальчик для битья» – должно же было попасться в дюжине комплектов что-то никуда не годное – без роду и племени. Продавались колодки без упаковки – просто как газовские. Судя по индексу, их сватали «газелям». Вопрос в том, на каком основании? Взгляните на наши рисунки и убедитесь, что абсолютно по всем пунктам СКАР провалился. Так что – пожалейте и себя, и машину, и других. А если уже купили – выбросите…

Подпишитесь на «За рулем» в