Сколько терпеть потерпевшему?
ИСКАТЬ ЭКСПЕРТА – ДЕЛО ЗРЯШНОЕ
Типичная жалоба. А ведь статья 13 Закона об ОСАГО гласит: страховщик обязан произвести выплату потерпевшему или дать ему мотивированный отказ в течение 15 дней с момента получения его заявления и приложенных к нему документов. Собака зарыта в последних словах: отсчет времени начнется лишь тогда, когда удастся добыть и сдать в страховую компанию все нужные бумаги.
Чтобы как-то стимулировать это ведомство, страховщики отчисляют ему в фонд безопасности движения 1% денег, собранных за полисы ОСАГО. Эффект незаметен. Впрочем, ради справедливости стоит напомнить, что число регистрируемых мелких ДТП скакнуло с введением автогражданки в 2,5 раза…
Но вот наконец получены три вожделенных документа: справка о ДТП по форме 31, копия протокола ДТП и постановление об административном правонарушении. По логике, теперь надо ехать к независимому эксперту для осмотра автомобиля и оценки ущерба. Но стоп! Не делай этого – потеряешь время и деньги.
Страховщики признают заключения только тех независимых экспертов, с которыми у них есть договоры. Возражать бессмысленно: организация экспертизы является, согласно Закону, обязанностью страховой компании. Одно утешение – услуги эксперта оплачивает при этом она.
– Дело в том, что рынок независимой экспертизы складывался стихийно, – сказал нам заместитель генерального директора страхового общества «РЕСО-Гарантия» Игорь Иванов. – Не было, да и до сих пор еще нет, единых стандартов и нормативов. К тому же эксперту часто платили в процентах от насчитанного, что побуждало его завышать сумму ущерба. Мы предлагаем потерпевшему на выбор несколько автоэкспертных бюро, которые работают по нормальным, понятным стандартам.
– Но ведь клиент, в свою очередь, вправе подозревать, что рекомендуемый страховой компанией эксперт занизит ущерб?
– Вот так и происходят задержки с выплатами, – вздыхает Игорь Евгеньевич. – Клиент, считающий, что его обманывают, спорит и пишет жалобы. А ведь разумнее, если на то пошло, получить начисленную страховщиком сумму и потребовать через суд разницу. Не буду говорить обо всех компаниях, но наша обычно выигрывает такие дела. Потому что может обосновать со ссылкой на справочники НАМИ и т. п. методику расчетов.
СТРАХОВАЯ ФЕМИДА
Пока гром не грянет, мужик не перекрестится. И не станет внимательно читать правила ОСАГО. Почему-то многим кажется, что выдаваемый вместе с полисом бланк извещения о ДТП не надо заполнять, если имеется аналогичный протокол ГИБДД. Это заблуждение чревато для потерпевшего большой морокой.
Водители транспортных средств, причастные к ДТП, обязаны заполнить бланк извещения о нем и передать в течение пяти рабочих дней страховщику (пункты 41 и 43 правил ОСАГО). Если это не сделано, задержка страховой выплаты практически неизбежна.
Чем же важен этот документ (так называемый «европейский протокол»)? Дело в том, что ГИБДД устанавливает нарушителя Правил, но не виновника ущерба. А это, вообще говоря, вещи разные. Классический пример: кто-то припарковал машину в неположенном месте, а другой водитель, превысив скорость, в нее врезался. Оба нарушили, но оба ли виновны?
– Если подходить к определению вины формально, всех надо отправлять в суд, – говорит начальник управления урегулирования убытков «Ингосстраха» Сергей Мамаев. – Но это значило бы усложнить жизнь и потерпевшему, и страхователю, и страховщику. Волокита затянулась бы на годы. Поэтому лицо, ответственное за причинение вреда, определяет страховая компания, анализируя информацию о ДТП. Ей, как и в суде, необходимо выслушать обе стороны. А значит, они должны изложить свое видение происшедшего – совпадающее или нет – на том самом бланке. Или, на худой конец, на простом листе бумаги. Для нас важно, чтобы там была схема ДТП, информация об автомобилях и о тех, кто ими управлял. Ну и, конечно, подписи сторон.
– А что вы посоветуете, если страхователь отказался заполнять извещение?
– В ГИБДД лежит его объяснение. Пусть потерпевший постарается получить копию. Мы в таких случаях готовы официально ее запросить.
МОЛВА-КОРМИЛИЦА
Итак, сроки выплаты в немалой степени зависят от самого потерпевшего. Надо лишь заранее, пока ты им не стал, изучить правила игры (сиречь правила ОСАГО).
Ну а главный игрок, страховщик? Старается ли он сберечь наше время и нервы? Или же, как считают пессимисты, сознательно оттягивает страховые выплаты?
Отбросим последнюю версию – серьезным компаниям репутация много дороже процентов, которые можно «накрутить» на чужих деньгах: добрая молва кормит!
(Все ли 170 компаний, занимающихся ОСАГО, серьезны – отдельный вопрос, но паршивая овца в таком стаде долго не протянет.)
Многочасовых очередей из потерпевших не избежали поначалу даже лидеры страхового рынка. Какая уж тут добрая молва – сплошные скандалы! У страховщиков есть оправдание: острая нехватка экспертов-операторов, которые готовят дело к выплате, но измученным клиентам это «по барабану». Приходится искать новые технологии. Весьма оригинальную начал применять «Ингосстрах». Независимые эксперты, с которыми он работает, помимо оценки повреждений помогают потерпевшим подготовить пакет необходимых документов (пока это делается только в Москве).
Есть и простой способ сократить очереди – информировать клиентов по телефону или на сайте страховой компании о порядке урегулирования убытков. Такую возможность предоставляют не все страховщики, но если она существует, то грех не воспользоваться. Пора отказываться от застарелой привычки выяснять все «живьем» и «в порядке общей очереди»…
Дорогие потерпевшие, берегите себя!