Есть ли «женский стиль»?

ЕСТЬ ЛИ «ЖЕНСКИЙ СТИЛЬ»?

АВТОКЛУБ

ЖЕНСКИЙ ВЗГЛЯД

ЕСТЬ ЛИ «ЖЕНСКИЙ СТИЛЬ»?

Пишу, хорошо помня материал Анны Ставровой «Женская агрессия» (ЗР, 2004, № 4). Скажу сразу: считаю не вполне корректным из экстремальных случаев делать такие далеко идущие выводы. Утверждая, что «в дорожном движении участники не делятся по половому признаку – все мы равны перед дорожным законом», автор сочла возможным разделить по половому признаку хамство. О чем тут говорить?

Почти 120 лет назад женщина – это была фрау Берта Бенц – сыграла заметную роль в создании первого самодвижущегося экипажа. С ее помощью был запущен, пожалуй, один из самых масштабных коммерческих проектов в истории человечества. Но его освоением занялись мужчины, а женщины скромно заняли свое место на пассажирском сиденье. Многие годы считалось, что водить автомобиль (равно как прыгать с парашютом, служить в армии, ставить рекорды или заниматься бизнесом) – не женское дело. Заниматься этим могут только крайне экстравагантные и эмансипированные, презирающие общественное мнение.

С тех пор все изменилось. Запад давно стал территорией победившего автомобильного (и не только) равенства. В тех же США водительские права имеет абсолютное большинство: в стране это – основное и чуть ли не единственное удостоверение личности. Количество личных авто в России, как и число женщин за рулем, тоже растет в геометрической прогрессии. Но особенностью российского «автомобильного менталитета» все еще остается старое представление: женщинам присущ особый, неумелый, «женский» стиль вождения, выделяющий их на дороге. Поддерживают это мнение не только мужчины, но и многие женщины.

Мы взяли несколько интервью у опытных автомобилистов. Нас интересовало: что, на их взгляд, отличает женщину-водителя? И вот что выяснилось.

Претензии мужчин к женщинам за рулем сводятся к трем основным пунктам. Во-первых, женщин отличает чрезмерная осторожность, что приводит к «тупому», «вялому» стилю вождения. Несоблюдение рядности, неумелая парковка, движение со скоростью меньшей, чем скорость потока, что создает помехи для участников движения. Все это бывает, конечно, но не только у женщин – у мужчин тоже. Однако для основной массы водителей те, кто совершает ошибки, заранее идентифицируются как женщины. Если предположение подтверждается – детская радость узнавания («Ну, я же говорил – женщина за рулем!»), а если нет – комментариев не следует. Иначе говоря, женщин, успешно управляющих автомобилем, не замечают, а ошибки неумелых возводятся в общее правило.

Вторая претензия. Женщин-водителей отличает техническая безграмотность: они не имеют представления о принципах устройства автомобиля, абсолютно беспомощны в решении наипростейших технических задач.

Во времена «высокой гаражной культуры», когда каждый второй умел чинить автомобиль «на коленке», – это было серьезным обвинением. Но сегодня при развитом и доступном автосервисе такая необходимость практически отпала. Это умение постепенно вырождается и в мужской среде – но обвинения в техническом бессилии адресуются только женщинам-автомобилисткам. Они и не протестуют. Отчасти из кокетства (это снимает с них ответственность за обслуживание автомобиля), отчасти под воздействием «комплекса» перед «все знающими» и «все умеющими» мужчинами.

В-третьих, считают мужчины, женщины плохо ориентируются на местности, не всегда могут запомнить нужную дорогу и часто беспомощны в выборе оптимального маршрута. Существует даже некое научное обоснование этому: уделом мужчины испокон веков были охота, добыча – вот у него и развивалась пространственная ориентация. Женщина же далеко от родной пещеры не отходила – в этом не было особой надобности.

Все так. Но, как выяснили более детальные исследования американских психологов, пространственное восприятие мужчин и женщин различается скорее не количественно, а качественно. Мужчины шире, чем женщины, распределяют свое внимание в незнакомой обстановке, поэтому на новом маршруте ориентируются более уверенно. У женщин внимание менее широкое, но более детальное и тщательное, поэтому известную им местность они знают лучше. Следовательно, на знакомых городских маршрутах женщины ни в чем не уступают мужчинам, даже наоборот. Освоение же незнакомых маршрутов упрощается после детального изучения карты автомобильных дорог и консультаций. Это позволит любой женщине разыскать даже самое далеко запрятанное логово мамонтов.

Сверхосторожность, неумелость, техническая безграмотность, беспомощность на дороге – таковы, по мнению мужчин, особенности женщины-водителя. Об этом сочиняют анекдоты. Как же на это реагируют женщины, решившие получить «права»?

Защита пассивная: обклеивают автомобиль «каблучками» и другими «женскими» знаками. Часто это приводит к обратному эффекту – многие водители негативно относятся на дороге к тем, кто требует к себе особого отношения, будь то машина с мигалкой или «женский» автомобиль. Другие выбирают активный способ защиты: дорогой автомобиль, агрессивный стиль вождения. Стремясь быть на дороге «как мужчины», они порой теряют чувство меры и водят машину даже более жестко, неосознанно идя на неразумный риск.

Оптимальный же вариант лишь один. Просто ездить, никому ничего не доказывая, причем, как можно больше и чаще. Умение приходит только с опытом. Наличие его, а вовсе не половые признаки отличает грамотного водителя. Возможно, если все мы будем так подходить к этой проблеме, у нас появится шанс стать страной взаимного уважения и партнерства на дорогах.

ЖЕНЩИНА – ТОЖЕ ЧЕЛОВЕК!

Выбор и приобретение автомобиля уже не удел одних только мужчин, и производителям автомобилей при разработке моделей приходится учитывать специфические вкусы представительниц прекрасного пола. Немецкие автомобильные концерны, например, все больше берут на прицел женщин, как весьма перспективную группу покупателей. Если мужчины в Германии выбирают себе солидные модели – «Мерседес», БМВ 5-й серии или «Фольксваген Пассат», то немки в первую очередь отдают предпочтение компактным автомобилям типа «Фольксваген Гольф». Налицо очевидное стремление женщин к небольшим и не очень мощным легковушкам, доля которых в общем объеме производства автомобилей будет увеличиваться с каждым годом.

Подпишитесь на «За рулем» в