Время золотых пегасов
ВЫСТАВКИ, САЛОНЫ
ЭКСПЕРТНАЯ КОМИССИЯ, ОПРЕДЕЛИВШАЯ
Батурин Юрий Михайлович, летчик-космонавт
Вольский Аркадий Иванович, президент Российского союза промышленников и предпринимателей
Греф Герман Оскарович, министр экономического развития и торговли РФ
Редколлегия «ЗА РУЛЕМ» – 1 голос
Кириенко Сергей Владиленович, полномочный представитель Президента РФ в Приволжском федеральном округе
Левитин Игорь Евгеньевич, министр транспорта РФ
Лужков Юрий Михайлович, мэр Москвы
Морозов Олег Викторович, заместитель председателя Государственной Думы РФ
Панярский Виктор Владимирович, президент Национальной ассоциации издателей
Познер Владимир Владимирович, президент Академии Российского телевидения
Хакамада Ирина Муцуовна, председатель оргкомитета Демократической партии «Свободная Россия».
Позади первый, самый суетный день выставки: хочется обойти все стенды побыстрее, не упустив, однако, ни одной новинки. Ведь среди множества натертых до блеска автомобилей – реальные претенденты на Золотого Пегаса от «За рулем». Позади осталось и долгое, обстоятельное, затянувшееся дотемна обсуждение кандидатов на Гран-при. Итак, все точки над всеми i расставлены, голоса подсчитаны…
ДЕНЬ ПОБЕДЫ
Синий зал Краснопресненского «Экспоцентра» затихает настолько, что, кажется, в самом последнем ряду слышно, как на сцене разворачивают первый конверт.
Гран-при журнала «За рулем» в номинации «Доверие потребителей» получает компания «Бриджстоун». Напомним, этого победителя определили вы – читатели «За рулем», приславшие нам несколько тысяч писем и выразившие свое мнение через Интернет. Выбор – вполне логичный. Шины известной японской компании, которой, кстати, уже более 70 лет, заслужили хорошую репутацию во всем мире. В последние годы марка все популярней и в России. Так что представители «Бриджстоуна» получили от нас вполне заслуженные поздравления.
Острой была конкуренция в номинации «Прорыв года». Здесь соперничали Таганрогский автозавод, выпускающий автомобили «Хёндэ», которых с каждым днем все больше на улицах, и компания «Континенталь», организовавшая на Московском шинном заводе современное производство. Претендентами на Гран-при за открытие трассы Чита–Хабаровск стала дирекция по дорожному строительству Дальневосточного округа и группа компаний «Рольф», создавшая обширную торгово-сервисную сеть по всей России. Еще один соискатель Золотого Пегаса – компания «Русские автобусы», радующая новыми комфортабельными, экологически чистыми машинами. В общем, слабых среди соискателей не было.
А Пегас все же приземлился на АвтоВАЗе, где подготовили производство автомобилей семейства «Калина». Это, по сути, завод в заводе, причем мощностью более 200 тысяч машин в год. Таких чисел в связи с отечественным автопромом мы не слышали, пожалуй, с 1970-го – года пуска ВАЗа. Уже в ноябре «калины», сваренные, окрашенные и собранные на самом современном оборудовании, начнут поступать к дилерам.
И, наконец, номинация «Лучший автомобиль». Именно его выбор в первый день Мотор-шоу задержал редколлегию «За рулем» на работе допоздна. Претендентов в этом году было немного, как и значимых премьер. Однако у каждой из новых машин нашлись горячие защитники. Победил российский дебютант – вседорожник «Хёндэ Туссан», с которым нам уже удалось свести первое знакомство (ЗР, 2004, № 9). Просторная и комфортабельная полноприводная машина с хорошим набором оборудования и тяговитыми двигателями наверняка завоюет поклонников. Кстати, заказов на «Туссан» уже хватает.
Итак, награды нашли героев. А теперь вновь пройдем по стендам Московского Мотор-шоу, вспомним претендентов на призы.
МОСКВА-ТОВАРНАЯ
Диспозиция в главном павильоне выставки – «Форуме» отражала тенденции российского рынка: постоянный лидер продаж ВАЗ оказался в окружении корейцев.
За первые семь месяцев этого года в России продали 23 247 «хёндэ». Прирост по сравнению с прошлым годом… 243%! Львиную долю успеха обеспечили «Гетц» и «Элантра», но постепенно набирают обороты «Мейтрикс», «Санта-Фе» и «Терракан». Последний, кстати, в Москву привезли подновленным.
Среди сплошь серебристых машин особенно выделялся бордовый «Туссан». Его не случайно поставили в центр экспозиции. И дело не только в том, что вседорожник – одна из немногих премьер МИМС-2004. «Нишевая» модель имеет шансы стать хитом продаж благодаря удачному соотношению цены и качества. Двухлитровая версия, с механической коробкой передач охотно переваривающая бензин с октановым числом 91, стоит от 25 990 долларов.
Жаль, что на соседнем с «Хёндэ» стенде не показали второе поколение вседорожника «КИА-Спортидж». Видимо, его премьеру решили приберечь для сентябрьского салона в Париже. А у нас, по-видимому, есть шансы увидеть его в начале ноября на питерском салоне «Авто + Автомеханика 2004». Но скучать симпатичным стендисткам в красно-белой униформе не приходилось: «И сколько же стоит «Опирус?» – деловито вопрошал солидный господин в дорогом костюме. «А на ней с асфальта-то съехать можно?» – интересовался стоявший у «Соренто» то ли рыболов, то ли охотник…
Но основной интерес вызывал, конечно, «Церато» (ЗР, 2004, № 7): по-европейски ладный дизайн, добротная отделка, бензиновые моторы объемом 1,6 и 2 л мощностью 106 и 143 л. с. (более мощный впервые для КИА оснащен регулировкой фаз газораспределения VVT). Плюс гарантия 5 лет и 150 000 км пробега… Сильные аргументы, не правда ли? Машину уже продают по $15 300 за «базу».
Те, кому это дороговато, могли присмотреться еще к одному КИА, но совсем на другом стенде. «Спектра» ижевской сборки, представленная в Европе четыре года назад как «Сефия II», обойдется в 12 500 долларов. Именно вокруг «Спектры» строил экспозицию завод «ИЖ-Авто», но и машины исконно российские, конечно, не забыли. На «передовой» – универсал Izh 21261 «Фабула», выпуск которого начали в марте, его полноприводная модификация и опытный образец пикапа со всеми ведущими и полуторной кабиной – за передними сиденьями небольшая лавка. В недолгой поездке можно подвезти пару пассажиров или забить пространство багажом.
Хотя «Калину» демонстрировали уже неоднократно, желающих посидеть в ее салоне по мере приближения «часа икс» – старта производства – было особенно много. Не обделили вниманием и машины так называемого «проекта 2170». Автомобиль, призванный сменить «десятку», зовут теперь «Приора». Увы, конкретных сроков ее освоения пока не называют.
А взгляд в еще более отдаленное будущее – симпатичный концепт-кар «Силуэт», которому почему-то отвели далеко не самое удачное место в экспозиции ВАЗа (ЗР, 2004, № 9). Уже поговаривают о 2-литровом моторе и автоматической коробке передач, но купить «Силуэт» можно будет явно нескоро.
Под флагами ВАЗа выступала и спортивная «Лада-Революшн». За год, прошедший с дебюта, успели провести пять этапов чемпионата России с участием этих 200-сильных спортивных прототипов и создать более дешевую модификацию – мощностью 170 л. с. с пятиступенчатой вместо «шестиступки» коробкой передач.
В отличие от ВАЗа, нижегородцы теперь не спешат с показом прототипов, а делают упор на модернизацию нынешней «Волги». Очередной шаг в этом направлении – GAZ 31107. На смену задней рессорной подвеске пришла пружинная. А запаску наконец-то уложили в нишу пола. Есть изменения и во внешности (ЗР, 2004, № 9). К моменту запуска 107-й в серийное производство, которое обещают начать в будущем году, готовят и новую панель приборов.
По сути, единственным западноевропейским автопроизводителем, принявшим участие в МИМС-2004, стала «Шкода». Объем продаж чешских автомобилей в России падает, и фирма наверняка хочет переломить ситуацию. Вот-вот стартуют продажи «Октавии» второго поколения, которая и была центром экспозиции (ЗР, 2004, № 9). Машина стала крупнее и представительнее, в ее активе также широкая гамма моторов и новейшая автоматическая трансмиссия DSG. Любопытно, что параллельно с новой «Октавией» будут выпускать и предшественницу (ее по-прежнему неплохо покупают в Европе) – говорят, аж до 2008 года.
БОЛЬШОЕ ВИДИТСЯ НА… КРАСНОЙ ПРЕСНЕ
На фоне не очень богатых легковых экспозиций довольно солидно выглядел ряд грузовиков и автобусов. В основном, правда, отечественных, зато – новых.
В длинном ряду машин от компании «Русские автобусы» в первую очередь привлекали новые ПАЗ-3203 и 3204. На одном прототипе длиной 6960 мм – бензиновый мотор ЗМЗ-5234, адаптированный для работы на сжиженном газе. На втором – 7,6-метровом – более современный «Камминс». Симпатичные автобусы – еще один шаг на пути к созданию машины, способной сменить ветерана ПАЗ-3205.
В малый класс настойчиво пробивается и «Волжанин-3290». В основе очередной версии 8-метрового автобуса индийское шасси «Тата» со 130-сильным наддувным дизелем.
Уральский завод намерен попытать счастья в нетрадиционном для себя секторе грузовиков колесной формулы 6х4. Бортовой «Урал-6363» и его «брат» – самосвал 63645 выглядят очень солидно и современно. Как и дебютант МИМСа самосвал «Яровит». Слышали о такой марке? Полноприводные машины – продукт совместного американо-британского предприятия, расположенного… в Петербурге. «Яровит» оснащают двигателями «Камминс» или «Дойтц», коробкой передач и «раздаткой» ZF, мостами «Сису». Такое направление отечественного автопрома можно только приветствовать. Но этот путь не может быть единственным. «Яровит», как и иные продукты совместных предприятий, для большинства потребителей пока дороговаты.
Конечно, московская выставка 2004 года, ставшая уже историей, далека по представительности, да и по уровню организации от ведущих зарубежных салонов. Но все-таки ситуация меняется. Скажем, по количеству длинноногих девушек мы уже почти догнали женевское мотор-шоу и безоговорочно опередили Детройт. Но не это, конечно, главное. Отечественные производители настойчиво стараются привлечь посетителей на свои стенды необычными прототипами, пусть порой аляповатыми. В России появляются новые предприятия и даже (невиданное в последние десятилетия дело!) полноценные большие заводы. Спрос на импортные автомобили растет, а некоторые из них уже вполне можно считать «нашемарками». Значит, Золотые Пегасы не застоятся и на следующей выставке найдут себе достойных хозяев.
Заместитель генерального директора – председатель совета директоров АО
«Автосельхозмаш-холдинг» Александр КОВРИГИН
В прошлом году, когда в Москве проходил автосалон, зарегистрированный в календаре ОИКА, участие в нем приняли практически все мировые фирмы. Мотор-шоу в этом году таким статусом не обладает, поэтому свои стенды имели только три иностранных автопроизводителя («Хёндэ», КИА и «Шкода»). Но одновременно дилеры на своих стендах представляли важнейшие новинки мирового и российского рынка. Мы считаем салон успешным уже потому, что очень яркими, содержательными выглядели экспозиции российских производителей, особенно грузовиков и автобусов. И легковые автомобили были достойно представлены на стендах АвтоВАЗа и ГАЗа. Гран-при в номинации «Прорыв года» впервые получил АвтоВАЗ, и это замечено всеми.
В те годы, когда в Москве проходит Мотор-шоу, питерский салон всегда выигрывает: туда приходят многие иностранные производители (в частности, немецкие), а также все отечественные (ВАЗ, ГАЗ и т. д.). По традиции присутствуют все руководители отечественных предприятий. Впервые в Санкт-Петербурге пройдет конференция по проблемам автопрома.
Столь крупные мероприятия в двух столицах отражают динамичное развитие российского рынка автомобилей.
ФОТО: ГЕОРГИЙ САДКОВ, КОНСТАНТИН ЯКУБОВ